Песни русских праздников. Подблюдные песни

14 января в России празднуется Васильев день (Новый год), начинается второй период зимних святок — страшные вечера.


Песенная поэзия русских крестьянских праздников. Святки. Песни-гадания

Подблюдные песни

Маковский. Святочное гадание

Константин Маковский (1839—1915). Святочное гадание (1900-е)

О святочных подблюдных песнях рассказывает музыковед и фольклорист Изалий Иосифович Земцовский (р. 1936).

На святках издавна исполнялись и специфические песни-гадания, получившие название подблюдных. В известной грамоте Алексея Михайловича от 1658 года названы среди других пережитков язычества и «клички бесовские», то есть коляды, и «загадки назагадывают», то есть поют песни-загадки! Первые публикации подблюдных песен принадлежат М. Чулкову, и осуществлены им двести лет назад в журнале «И то и сё» (1769). К подблюдным песням обращались русские писатели, в частности Жуковский, Рылеев, Бестужев, Пушкин, Островский, Лесков. Из крестьянского обихода эти песенки перешли в города, в среду мелкопоместных дворян, купечества, мещанства, где стали необычайно популярны.

Святочное гадание начиналось обычно с «хлебной песни» — величальной хлебу как живому существу — с песни, не имеющей отгадки. И. Сахаров писал об ее исполнении: «„А эту песню мы хлебу поем“ имеет все признаки древности. Какая-то торжественность в пении, теперь нам непонятная, отличает ее от всех других». Затем пели разные песенки: сначала — предсказывавшие богатство, урожай или разорение; затем — предвещавшие брак или разлуку (особо многочисленные); после них — песни разного содержания, включая более поздние шуточные, и, наконец, предвещавшие смерть.

Включаемая в цикл гаданий песня-игра «Я золото хороню. ..» исполнялась либо до, либо после подблюдных. В. Чичеров считал, что эта игра чужда обрядовому фольклору, однако повсеместное включение ее в цикл святочных игр и гаданий не позволяет обойти столь популярную песню.


Тексты подблюдных песен

Святки. Колядование

Коляда. Гравюра К. Вейермана по рисунку Г. Тихомирова.

Как в колядки попадали разные песни, так и в орбиту подблюдных втягивались со временем тексты, не имеющие ничего специфически святочного, — вплоть до частушек и городских романсов. Произошло это в результате забвения исконного ритуала, когда гадание превратилось в забаву.

Внешне простенькие, незамысловатые подблюдные песенки представляют в действительности серьезную научную проблему, до сих пор по-настоящему не изученную. Их связи с календарными и свадебными заклинательными песнями, с заговорами, гаданиями и загадками достаточно сложны и многосторонни. Наряду с песенками устойчивого толкования есть подблюдные, имеющие в отдельных районах различные отгадки. Многие тексты вообще записаны, к сожалению, без обозначения того, что именно они предвещают. Все еще нет убедительного толкования припевов-возгласов подблюдных песен: «Слава!», «’Илия!», «Лилел’ю!», «Илял’я!», «Диво!», «Диво ул’и ладу!», «Лад’ы, лад’ы!» и др., — не исследована ни география их распространения, ни семантика, ни связь с припевными возгласами других обрядовых песен. Совершенно не выяснена природа их музыкального языка. Одно пока несомненно: в традиционных подблюдных гаданиях «словесная формула приобретает активную форму заклятия будущего».

Источник: Земцовский И. И. Песенная поэзия русских земледельческих праздников // Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Русская песня с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>