125 лет со дня рождения Василия Липатова

10 января исполняется 125 лет со дня рождения русского советского композитора Василия Липатова (1897—1965).


Композитор Василий Липатов. Краткая биография

русский советский композитор Василий Липатов

Василий Николаевич Липатов (1897—1965), русский советский композитор, автор самых популярных песен на стихи Сергея Есенина «Клён ты мой опавший» и «Письмо матери».

О жизни и творчестве Василия Липатова рассказывает член Всероссийского Есенинского общества «Радуница» Н. Обыденкин в статье «Песня далекая и близкая», написанной к 100-летнему юбилею композитора.

Одной из самых первых и любимых в народе песен на есенинские строки по праву является «Письмо матери» («Ты жива еще, моя старушка?..»), написанное более 70 лет назад талантливым композитором, нашим земляком Василием Николаевичем Липатовым. Он современник С. Есенина, 8 февраля 1997 года ему исполнилось бы 100 лет.

Родился он в Раненбурге Рязанской губернии, в многодетной семье. Первоначальное музыкальное образование получил с помощью своего отца Николая Андреевича, который работал учителем пения в местной гимназии и руководил в ней хором.

Будущий композитор рано и очень успешно освоил игру на фортепьяно, что позволяло ему иногда выступать вместе с отцовским хором с исполнением различных музыкальных пьес.

Василий успешно окончил местную гимназию, а затем Рязанскую духовную семинарию, но основным его увлечением была музыка.

С 1918 по 1922 год он служил в Красной Армии, командовал кавалерийским взводом. Некоторое время после армии В. Н. Липатов работает в г. Данкове Рязанской губернии — учителем в музыкальной школе, заведующим клубом, аккомпаниатором в кинотеатре.

Но эта работа не приносила ему полного удовлетворения, его заветной мечтой было получить профессиональное музыкальное образование и стать композитором.

В 1922 году он едет в Петроград с целью поступить в консерваторию.

Василию Липатову повезло. Тогдашний ректор консерватории талантливый композитор А. К. Глазунов помог ему в этом, так как нашел у него незаурядные способности пианиста.

Окрыленный студент всецело отдался учебе — занимался одновременно на двух отделениях: фортепьянном и композиторском. С тем чтобы как-то обеспечить свое существование, учебу в консерватории успешно совмещает с работой преподавателя в музыкальных школах и аккомпаниатора в музыкальных учреждениях города.

В этот период он знакомится с известной эстрадной певицей Линой Масальской, которая становится его женой и первой исполнительницей его песен. Жизнь входила в нормальную колею. Но вскоре все изменилось к худшему.

Как-то в конце 1924 или начале 1925 года Василий Николаевич прочитал стихотворение С. Есенина «Письмо матери». Оно глубоко взволновало его, запало в душу.

Вот что пишет об этом известный музыковед, исследователь творчества В. Н. Липатова С. Хентова: «„Письмо матери“ потрясло Липатова. Он сочинил мелодию за один день, почти без исправлений. Кто-то из знакомых певцов захватил с собой ноты, разучил песню и исполнил. Ноты стали переписывать от руки. Не прошло недели, как „Письмо матери“ запели в Москве, в Одессе. В своих воспоминаниях сестра поэта А. А. Есенина указывает, что эту песню слышал и пел вместе с родными сам Есенин».

Для начинающего композитора это был небывалый успех. Далее С. Хентова пишет: «Липатов не умел управлять своей неожиданной славой. Та вскоре принесла ему не только радость, но и огорчения. В консерватории шли бурные споры о путях музыкального творчества. Находились критики, не признававшие лирического высказывания в музыке. От Липатова требовали другой тематики, иной настроенности. Помог вновь Глазунов, который решительно заявил: „Я бы мог подписаться под этой мелодией“».

Но была еще большая опасность, и ее Липатову преодолеть не удалось. За исполнение песни платили. Много, отовсюду. Даже из-за рубежа, где «Письмо матери» постоянно пел Вертинский. Присасываясь к чужой славе, песню портили самодовольные мещане. Они мешали композитору работать, «играя» на его слабостях; увлекали музыканта угаром кратковременных утех, от которых так страдал и гений Есенина.

После 1925 года еще более усилились нападки на С. Есенина и его поэзию. А вскоре его имя вообще стало под запретом. Писать песни на стихи Есенина было бессмысленно, так как их издавать и исполнять никто бы не стал. Василий Николаевич тяжело переживает случившееся. Он перестает заниматься на композиторском отделении и заканчивает в 1927 году консерваторию только по классу фортепьяно. Он пытается работать в другом ключе создает прелюдии, «Тему с вариациями» для этого инструмента, но широкой известности они ему не приносят.

Но этот путь стал определяющим в творческой биографии талантливого музыканта. Его все больше тянет к народной музыке, песне. В нем все больше сказывается талант композитора. В до и послевоенные годы он тесно сотрудничает с известными поэтами того времени Глейзаровым, Чуркиным, Исаковским, Сафроновым, Твардовским, Фогельсоном, Рыленковым, Долматовским и другими.

Он пишет о героическом прошлом страны, о Красной Армии, деревне, комсомоле, любви. Перечислять все его песни бессмысленно — их более ста. Издано же около сорока.

Кроме песен им создано большое количество танцевальных мелодий, вальсов, фокстротов, полек и других танцев. Много внимания уделял Василий Николаевич народной музыке. Так, в разные периоды жизни им написаны: три фантазии на русские темы для балайки с оркестром, две фантазии для гуслей звончатых с оркестром, обработано более 80 народных песен для солистов и хора и другие произведения. Некоторые из них можно было услышать в исполнении оркестра народных инструментов под управлением В. В. Андреева, с которым он был в близкой дружбе и даже жил в одном доме.

В годы войны он работает в Кирове, в областном отделе искусств. Успешно сотрудничает с кировскими театрами — драматическим, ТЮЗом, кукольным, пишет музыку к их постановкам.

После Великой Отечественной войны возвращается в Ленинград и успешно работает над созданием эстрадных песен, романсов.

В Чаплыгине сохранился дом, в котором когда-то жил будущий композитор. До и после войны Василий Николаевич вместе с семьей неоднократно приезжал в этот город к своему двоюродному брату — музыканту Ю. М. Липатову.

Любовь к поэзии С. Есенина В. Н. Липатов пронес через всю жизнь. Он неоднократно обращался к его творчеству и написал на его слова несколько песен и романсов.

Скончался Василий Николаевич 18 февраля 1965 года в Ленинграде. Там же и похоронен.

В настоящее время в Санкт-Петербурге проживает его сын К. В. Липатов, а в Чаплыгине — двоюродный племянник М. Ю. Липатов, которые много времени уделяют поискам материалов, связанных с его творчеством.

Тем не менее даже за то, что им создано, мы обязаны воздать должное его памяти и таланту. К сожалению, ни в Чаплыгине, где он родился, ни в Рязани, где он учился, память о нем не увековечена даже в год такого знаменательного юбилея. Хочется верить и надеяться, что справедливость обязательно восторжествует.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Советская песня с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>