7 января в России празднуется Рождество, начинается первый период зимних святок — святые вечера.
Песенная поэзия русских крестьянских праздников. Обряд колядования. Колядки
Празднование зимних святок
О песенном фольклоре зимних святок рассказывает музыковед и фольклорист Изалий Иосифович Земцовский (р. 1936).
Древнерусский земледельческий новый год начинался торжественно и весело. Двухнедельные зимние святки проходили празднично. «Зима — за морозы, а мужик — за праздники», — гласила поговорка.
Собирались вечерки, посиделки, проводились игрища с ряженьем, гадания с песнями и без песен; ходили по домам — где небольшой группой, а где и толпой до ста человек, иногда в масках, — и пели поздравительно-величальные песни — пожелания счастливого года; готовили особые кушанья, поминали покойных предков, жгли костры, чтобы на том свете родителям было теплее…
Языческие и христианские элементы тесно сплетены в новогодней обрядности. В канун 25 декабря праздновали рождественский сочельник, в канун 1 января — «щедрый вечер» — праздновали Новый год, а в канун 7 января собирались на крещенский сочельник. Языческие олицетворения праздника — коляда, овсень — смешивались с христианским Рождеством. Пели: «Коляда пришла, Рождество принесла». Гадали в каждый из трех вечеров: «угаданное под первый вечер должно быть в начале лета, под второй — в середине, под третий — к концу».
Песенная поэзия святок. Колядки. Колядование
Из песенной поэзии на святках наибольший интерес представляют три вида: аграрно-магические песни праздничного обхода дворов — так называемые «колядки», песенки-гадания — так называемые «подблюдные», и песни святочных игрищ.
Несмотря на все многообразие исполнения и содержания колядок, их областных типов, основной тип коляд довольно устойчив. Отличаются они внешне припевами — то есть возгласами, повторяющимися регулярно после каждой строфы (чаще всего двустишия). Эти припевы — «коляда», «овсень» (или «таусень», «баусень» и т. п.), «виноградье» («виноградье красно-зеленое»), «святый вечер, щедрый вечер» и, реже, некоторые другие. Слово «коляда» известно почти на всей русской территории; «овсень» — преимущественно, в центральных и поволжских областях (это совпадает с границами Московской Руси); «виноградье» — почти исключительно на русском Севере; «щедрый вечер» — в районах, пограничных с Украиной и Белоруссией. Если название «коляда» могло смешиваться со всеми другими, то «овсень» и «виноградье» на одной территории обычно не встречаются.
Колядование состоит в том, что колядовщики обходят все избы своей деревни, величая песнями каждого хозяина и его семью, желая им богатства в виде хорошего урожая, и требуют за это вознаграждение. Когда-то колядование было для земледельца важным магическим актом: к нему относились серьезно. Суть его заключалась в заклинании урожая, и за столь жизненно необходимое дело колядовщики не просили, а требовали награды. Характерно, что по исконной традиции их вознаграждали специальным печеньем, которое, между прочим, часто имело название, производное от песенного припева колядующих, и пеклось в виде домашнего скота или птиц. Например, подмосковные крестьяне подавали особое печенье, в форме коровы или лошади, под названием «калёдушка»; саратовские новогодние лепешки назывались «колядашки»; рязанские святочные печенья назывались «овсеньками» и пеклись также в форме коней, коров или птиц (похожих на утку). Колядовщики требуют у хозяев не что попало, а именно это обрядовое печенье. Все прочие просьбы, часто шуточного характера, равно как и пение песен без пожелания урожая и вообще хозяйственного достатка, свидетельствуют о вырождении колядования, о забвении его исконного аграрного смысла.
Тексты колядок. Величания
Традиционный текст колядок состоит из введения, величания, требования подарка и, в ответ на подарок, пожелания или — в случае отказа — угрозы. Сначала, подойдя к избе, спрашивают разрешения спеть, например:
— Хозяин с хозяйкой, велите овсень прокликать!
— Кличьте!
В начале песни колядовщики рассказывают о том, что пришла коляда, а они будто бы долго и трудно искали двор величаемого хозяина и нашли его чуть ли не «середи Москвы»!
Мы ходили, мы гуляли
По святым вечерам,
По сугробам, по снегам,
Мы искали, мы искали
Семенов двор…
В колядках этого типа величание хозяина составляет основу всей песни. Величание состоит в том, что желаемое богатство изображается как реальность: вместо простой деревенской избы с неказистым плетнем рисуются три златоверхих терема, обнесенных серебряным тыном. Хозяин, хозяйка и их дети сидят каждый в отдельном терему: хозяин сидит, как светлый месяц, хозяйка — как красно солнышко, дети — как часты звездочки. Или же хозяин сравнивается с Адамом в раю, жена его — с оладьей (либо пчелочкой) в меду, а «малы деточки — как пряженчики». Не исключено, что явно позднее сравнение хозяина с библейским Адамом пришло на смену более древнему величанию, зафиксированному, быть может, в следующей поговорке: «Хозяин в дому — как медведь в бору, а хозяюшка в дому — как оладья в меду».
Иногда хозяин величается тем, что он не простой мужик, а рассудительный, богатый господин. Он будто бы едет из Москвы, где «суды судил» и закупал семье роскошные подарки — кунью шубу, златые венцы, коней и т. п. Или же колядовщики восхваляют трудолюбие хозяев, их заботу о детях, о доме, или же просто величают отдельно хозяина, хозяйку и их детей — по типу свадебных величальных песен (см., например, песню «Как у кочета головушка краснёхонька, У Степана-то жена хорошохонька…» ). Хозяйственное и семейное благополучие для крестьянина неразрывно связаны.
Магическое заклятие на урожай. Пожелание достатка. Подарки колядовщикам
Замечательны песни, в которых величания сочетаются с магическим заклятием на урожай. Такова брянская щедровка «Вот дома, дома сам пан хозяин…». Хозяин величается тем, какие великие гости придут к нему: жаркое солнце, ясен месячко и дробен дождичек. И тут же следует заклинание этим гостям, чтобы они взрастили и смочили «жито-пшеницу».
Требуя расплаты за пожелание, поют: «Подарите, не знобите колядовщиков!»; «Ты нас будешь дарить — мы будем хвалить, а не будешь дарить — мы будем корить!»; «Мы вам песни поем, подарочков ждем!»; «Ты хозяин, ты хозяйка, пошевеливайся! Пошевеливайся, поворачивайся! Коляда, коляда! Подавай пирога! Не подашь пирога — отворяй ворота!»; «Неси — не тряси, давай — не ломай!»; «Не подашь коляду (лепешку) — я корову уведу!» и т. п.
Требования подарка очень разнообразны. Нередко они сочетаются с угрозой: если не подадут добром, то колядовщики силой отберут свое, разнесут весь дом и все хозяйство.
Вслед за одариванием колядовщики исполняли, как правило, главную по смыслу часть песни, в которой заключалась суть обряда, а именно — пожелание того, без чего невозможна жизнь земледельца: урожая, скота, довольства, здоровья, всяческого благополучия, или, как поется в одной из коляд, «и богачество и рогачество!». Например:
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки.. .
(и т. д.)
Колядовщикам виделся урожай и в зимнюю стужу. Они пели, обращаясь к хозяину:
Стань-ка на лыжи
К пополью поближе,
По мягкий хлеб,
По ярушничек,
По петрушничек.
Подчас колядное пожелание гиперболизировало реальные возможности достатка, ибо такой гиперболизации приписывалась властная сила. Хозяину желали, например, «чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась», чтобы рожь была густа и «ужиниста», чтоб «из колоса осьмина, из полузерна пирог — с топорище долины, с рукавицу ширины!» Желали богатого удоя:
Сметаной бы доили,
А маслом бы цедили!
Но если подарка не было, то в адрес скупых хозяев неслись укоры
и угрозы:
Дегтем бы доили,
А смолой бы цедили!
Им кричали: «На двор чертей, на огород червей!» и т. п. Скупым сулили страшное будущее — смерть и разорение:
На Новый год
Осиновый гроб,
Кол да могилу,
Ободрану кобылу!
Эти угрозы свидетельствуют о том, что «колядующие приходят не скромными просителями-нищими, а коллективом людей, совершающих магический обряд, который должен вызвать желаемое в грядущем. Активная роль колядующих исключала мотив смиренности и покорности перед восхваляемыми в колядках».
Виноградья
Северорусские колядки — виноградья — родственны среднерусским овсеням, но отличаются от них большим развитием величально-свадебных мотивов за счет исконных аграрно-магических. Производственные цели отступают на задний план или совсем исчезают, оставляя место семейно-бытовым. Виноградья во многом близки текстам свадебных величаний. На русском Севере, кстати, известны величанья свадебные и бытовые под тем же названием «виноградье» и с тем же припевом — «виноградье красно-зеленое мое». Смысл припева не раз обсуждался в науке. Удивляло, что именно на севере поют о столь южной культуре, как виноград. Происхождение этого припева, очевидно, действительно южное. В русской средневековой литературе и в фольклоре слово «виноградье» означает сады. В колядке пели: «Иванов-то двор вшюградьем оброс». Однако употребляется припев не в прямом значении, а как поэтический образ, и символизирует довольство, любовь и т. п.
Святочные виноградья исполнялись дифференцированно — холостым («девьи» и «парням»), женатым семейным и женатым бездетным — аналогично дифференциации свадебных величаний. Видимо, они не были исконно календарными песнями. В поздней народно-песенной практике встречались тексты, далекие от какой бы то ни было обрядности, но использовавшиеся в качестве величальной песни благодаря припеву «виноградье красно-зеленое мое». Так включались в колядный репертуар песни из разных жанров, вплоть до былин и исторических песен.
Детские колядки
Особое место занимают детские колядки. Дети распевали вместо традиционных коляд любые песенки своего репертуара, из которых наиболее часто фиксировались собирателями так называемые кумулятивные песни вопросо-ответной формы. Известно, что в древности песни-загадки выполняли магическую функцию. Однако детские потешки, исполнявшиеся исключительно ради выпрашивания праздничных угощений, свидетельствуют о забвении исконного смысла колядования.
Источник: Земцовский И. И. Песенная поэзия русских земледельческих праздников // Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970