Высказывания о творчестве Александры Пахмутовой

Сегодня Александре Пахмутовой исполняется 92 года. Ниже мы приводим высказывания современников о творчестве композитора.


Виссарион Шебалин, Евгений Светланов, Людмила Зыкина и Дмитрий Кабалевский о творчестве Александры Пахмутовой

Виссарион Яковлевич Шебалин

советский композитор Александра Пахмутова

Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929), российский композитор, народная артистка СССР (1984). Балет «Озаренность» (1975), вокальный цикл «Созвездие Гагарина» (1971), песни («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Нежность», «Мелодия» и др.). Государственная премия СССР (1975, 1982).

ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич (29 мая (11 июня) 1902, Омск — 28 мая 1963, Москва) — российский композитор, музыкальный педагог, общественный деятель. В 1928 году окончил Московскую консерваторию, где занимался в классе композиции у Н. Я. Мясковского. Придерживался традиций русской композиторской классической школы; его произведения обладают повышенной образностью, а также в них используется ряд фольклорной лирики и эпоса. Среди его произведений: оперы «Укрощение строптивой» (1957), «Солнце над степью» (1959); драматическая симфония «Ленин» (по поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», 1931); инструментальные произведения для различных групп инструментов; 9 струнных квартетов, хоры, романсы, обработки русских народных песен и др. В. Я. Шебалин — дважды лауреат Государственной премии СССР.

«Александра Пахмутова — талантливый музыкант.

Ее сочинения радуют яркостью, свежестью, русским национальным колоритом… Ее первая крупная работа — сюита для симфонического оркестра — исполнялась в числе лучших произведений молодых композиторов на торжественном акте, посвященном 84-му выпуску Московской консерватории. Сюита захватила слушателей жизнерадостностью, бодрым, четким ритмом, задушевностью мелодий. А мне было особенно отрадно отметить и то, что произведение моей ученицы хорошо оркестровано.

Первая творческая встреча с оркестром, пожалуй, самый важный и ответственный момент в жизни композитора. Впервые проследить, как оживают твои мысли в мощном звучании оркестра, — большая радость для композитора. Но эта первая встреча таит в себе немало и опасностей…

Первая встреча с оркестром для Пахмутовой оказалась исключительно удачной.

Аля Пахмутова много и упорно работает. Она не боится трудностей. И поэтому я верю в ее дальнейшие успехи».


Евгений Фёдорович Светланов

СВЕТЛАНОВ Евгений Федорович (6 сентября 1928 — 3 мая 2002, Москва), российский дирижер, композитор, пианист, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1986). С 1955 дирижер, в 1963—1965 главный дирижер Большого театра СССР. В 1965—2000 художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра СССР; с 1992 — России. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1983).

«Секрет композитора — в огромном таланте. Мы часто и довольно легко расправляемся с этим словом, адресуя его то направо, то налево. Но нельзя забывать, что оно собою выражает. Талант — это редкость. Это дар. Как говорили раньше, „дар божий“. Во всяком случае, под словом „талант“ необходимо подразумевать яркую, самобытную способность самовыражения… Внутренний мир современника, его помыслы и дела — вот основа творчества Пахмутовой. Способность тонко и точно проникнуть в этот мир, ненавязчиво передать в музыкально-поэтических образах его суть делает Пахмутову художником современным, остро чувствующим, что нужно людям, живущим сегодня. Отсюда — признание, широчайшая известность творчества композитора в самых отдаленных уголках нашей родины, за рубежом.

Песни Пахмутовой — неотъемлемая часть нашей жизни, реально действующий фактор нашей культуры.

Каковы же другие „секреты“ популярности этих песен? Если первый — талант композитора, то второй — это подлинное высокое мастерство, раскрывающееся в подходе к избранному жанру. Так сказать, „прямое попадание“. Дело в том, что песен создается в наше время великое множество. Но остаются жить лишь немногие из них. Песни Пахмутовой живучи… Взыскательность и строгий отбор — вот третий „секрет“ пахмутовских песен. Мы часто говорим: „хороший вкус“, „дурной вкус“. И это не отвлеченные понятия. Песни Пахмутовой, как правило, пример высокого вкуса. Она никогда не подлаживается под отсталые вкусы. Она всегда впереди. Ее песни действительно воспитывают хороший вкус. И в этом еще один „секрет“ их жизнестойкости. Сколько раз мы были свидетелями появления песен, которые быстро подхватывались, но так же быстро и исчезали. Ибо доступность — это еще далеко не критерий высокого качества песни. Доступны и „чижик-пыжик“, и „собачий вальс“. Но вряд ли мы серьезно будем спорить об эстетической ценности этих музыкальных спутников нашего детства. Зато услышанная в юности народная песня становится в жизни человека путеводной звездой, за которой зажигаются все новые и новые звезды. И вот мы подошли еще к одному „секрету“ Пахмутовой. Секрет этот очень прост — ярко национальная почвенность ее творчества. В песне это качество незаменимо. Более того, оно совершенно необходимо. Вненациональное „бормотание“ никогда не приводило к подлинному успеху. Сколько тому примеров! И напротив, песня, уходящая корнями в родную почву, взошедшая на благородной ниве народности, становится всеобщим достоянием…»


Людмила Георгиевна Зыкина

ЗЫКИНА Людмила Георгиевна (10 июня 1929, Москва — 1 июля 2009, там же) — русская эстрадная певица, народная артистка СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1987), лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии России (1987), кавалер ордена Андрея Первозванного (2004).

«Александра Николаевна Пахмутова, давний мой хороший друг, предложила начать работу над новой программой к 10-летнему юбилею со дня первого полета человека в космос. Это меня необычайно взволновало — десятилетие дружбы с космонавтами, постоянных встреч с ними, редкостного взаимопонимания промелькнуло передо мною. Смерть Гагарина снова отозвалась в сердце. Конечно же, я согласилась работать над новой программой…

Пахмутова предложила разные по характеру песни — лирико-героический цикл. Чеканный, мужественный ритм делает ее песни выпуклыми по мысли. Но главное — в них снова ощутимо драгоценнейшее для меня влияние русской народной песенности.

Работая в те дни над новой программой, я впервые задала себе вопрос: что же это такое — влияние народной песенности? Можно ли свести это понятие только к одному признаку — похожести на крестьянскую песенную интонацию? Нет, мне кажется.

Народная песня — это и марши революций, великие песни борьбы, огласившие собою казематы и каторжные темницы. Это и похожие на жалобный стон печальные песни фабрично-заводских окраин. И старинный городской романс. И историческая баллада. И многочисленные формы крестьянской песни — плач, частушка, причет, скоморошина. Все эти реки и речки слились в одном общем мире — советской песне, которая благодаря своим мощным корням может решить любую тему в самых разных жанрах.

Так поступила Александра Николаевна Пахмутова, избежавшая в своем космическом цикле „Созвездье Гагарина“ какой бы то ни было риторики или музыкального повтора, нашедшая пронзительные звуки печали и радости, невыносимого горя и великой гордости, светлой любви и памяти».


Дмитрий Борисович Кабалевский

КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (1904—1987), российский композитор, педагог, народный артист СССР (1963), действительный член АПН СССР (1971), Герой Социалистического Труда (1974). Оперы «Кола Брюньон» (1937, 2-я редакция 1968), «Семья Тараса» (1950); оперетта «Весна поет» (1957); Реквием (1962), концерты с оркестром, в т. ч. для скрипки (1948); 2 струнных квартета (1928, 1945), фортепьянные произведения, романсы, песни и др. Профессор Московской консерватории (с 1939). В 1970-е гг. разработал новую систему музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1946, 1949, 1951, 1980).

«„Созвездье Гагарина“ не просто музыка и стихи,— писал он, — это памятник! Да, первый и до сих пор единственный музыкальный памятник прославленному герою. Замысел сложный и очень ответственный. Создать музыку, достойную имени Первого Космонавта,— не каждому такой замысел по плечу, не каждый рискнул бы взяться за него. А вот Пахмутова взялась. И он ей оказался по плечу.

…Перед нами возникает картина недолгой, но прекрасной жизни Юрия Гагарина и его живой, многогранный образ — образ мужественного героя и простого, веселого парня; человека огромной воли и сердечнейшей нежности, редкого обаяния; человека, рожденного для подвига и трогательно любившего лирическую песню.

Но не только этот сложный образ создала в своей музыке Пахмутова. Она выразила в ней и не менее сложный сплав чувств, возникающих в нашей душе, когда мы думаем о Юрии Гагарине, когда произносим его имя, ставшее сегодня легендой: восхищение, преклонение и гордость, но одновременно не исчезающую с годами печаль от сознания, что так рано и так трагично ушел из жизни этот „человек из сказки“, что этого могло бы и не случиться…»


Эти и другие высказывания современников о творчестве композитора, а также многие интересные факты из жизни Александры Пахмутовой, можно найти в книге Лидии Квасниковой «Дорогами песен Александры Пахмутовой».


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Советская музыка, Советская песня с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>