25 августа родился первый русский царь Иван Васильевич Грозный (1530—1584).
Русская историческая песня «Как царь Иван Казань-город брал»
Песня «Как царь Иван Казань-город брал». История
С XVI столетия в русской истории началась новая эпоха. Уже сброшено татаро-монгольское иго. Москва стала центром русской земли. Царь Иван IV Грозный самодержавно правит страной. Царя Ивана беспокоила опасность, грозившая Руси со стороны Казанского царства. Оно находилось в непосредственной близости к Руси. Еще дед царя, Иван III, ходил походами на Казань, а отец — Василий — с трудом отбивался от воинственного набега казанцев. Иван Грозный победил давнего врага. Народ откликнулся на взятие Казани песней.
Главный эпизод песни — столкновение царя с пушкарями. Иван IV велел подвести подкоп под городские стены Казани. Пушкари-зажигальщики закатили в подкоп бочки с порохом, поставили на них свечу, а другую зажгли в поле. Догорела наружная свеча. Должна догореть и та, что в подземелье, но взрыва нет. Царь заподозрил измену, разгневался, «распалился». Дело объяснил молодой пушкарь: на ветру свеча быстрее горит, а, в подземелье горит тихо. Только сказал он про это, раздался взрыв. Через пролом в стене русское войско ворвалось в город. Это случилось 2 октября 1552 года. Казанский поход царя одобрен песней, и простым воинам понятна его цель. Среди них нет изменников. Политическая острота песни станет понятна, если припомнить, что Ивану IV приходилось бороться с боярской изменой. Бояре и князья не желали укрепления единой власти царя и хотели жить небольшими независимыми княжествами. Князья и бояре нередко бежали за границу. Измена вносила расстройства в государственные дела и ослабляла оборону страны. От этого страдал прежде всего простой люд. Вот он и отвел от себя подозрения в измене.
Очень интересно, что многие из песен о взятии Казани начинаются с запева, в котором певцы-старики просят «молодых ребят» послушать историю о взятии Казани. Основываясь на таких запевах, некоторое время думали, что все песни об Иване Грозном сложили профессионалы-певцы, кормившиеся исполнением песен. Такие певцы — «петари» — действительно существовали на Руси. Однако сомнительно, чтобы песню о взятии Казани могли петь перед царем или каким-нибудь боярином, состоятельным купцом: слишком непривлекательным предстает в песне подозрительный и скорый на расправу царь.
Песня довольно точно передает подробности движения русского войска на Казань со стороны рек Булака и Казанки. Некоторые из терминов: канонеры, лагерь и другие — введены в песню позднее, в XVIII веке. Эти термины очень неустойчивы в вариантах песен: так, вместо канонеров в более древних вариантах действуют пушкари, мастерочки.
Песня «Как царь Иван Казань-город брал». Текст
Вы, молодые робята, послушайте,
Что мы, стары старики, будем сказывати
Про Грозного царя Ивана про Васильевича,
Как он, наш государь-царь, под Казань-город ходил…
А из сильного Московского царства
Подымался великий князь московский,
А Иван сударь Васильевич, прозритель,
Со теми ли пехотными полками,
Что со старыми славными казаками.
Подходили под Казанское царство за пятнадцать верст,
Становились они подкопью под Булат-реку,
Подходили под другую под реку под Казанку;
С черным порохом бочки закатали,
А и под гору их становили,
Подводили под Казанское царство.
Воску ярого свечу становили,
А другую ведь на поле в лагере.
Еще на поле свеча та сгорела,
А в земле-то идет свеча тишее.
Воспалился тут великий князь московский,
Князь Иван сударь Васильевич, прозритель,
И зачал канонеров тут казнити,
Что началася от канонеров измена,
Что большой за меньшого хоронился,
От меньшого ему, князю, ответу нету.
Еще тут ли молодой канонер выступался:
«Ты, великий сударь князь московский!
Не вели ты нас, канонеров, казнити:
Что на ветре свеча горит скорее,
А в земле-то свеча идет тишее».
Позадумался князь московский,
Он и стал те-то речи размышляти собою…
Догорела в земле свеча воску ярого
До тоя-то бочки с черным порохом,
Принималися бочки с черным порохом,
Подымало высокую гору ту,
Разбросало белокаменны палаты.
Песня «Как царь Иван Казань-город брал». Примечания
Великий князъ московский.— Иван IV стал царем — венчался на царство — в 1547 году, еще до похода на Казань. Большинство песен называет его царем, а не князем.
Прозритель — обладающий даром предвидения. Слово внесено в песню книжником. В древности слово «прозорьный» в приложении к человеку означало не только «прозрителя», но и гордого, надменного. Возможно, в этом смысле Иван Грозный и назван прозрителем.
Пехотные полки.— Как уже замечено, песня пользуется терминами XVIII века (ср. еще канонеры, лагерь и др.).
Становились они подкопью — вели подкоп.
Булат-река, река Казанка.— Проток Булак соединяет озера Верхний и Нижний Кабан с речкой Казанкой, впадающей в Волгу.
Канонер, канонеры, или канониры,— пушкарь, пушкари. Канонир — от немецкого слова kanonier, произведенного, в свою очередь, от итальянского canone — пушка.
Принималися бочки — то есть огонь дошел до бочек с порохом, и они стали взрываться.
Источник: Старинные исторические песни. Москва, Издательство «Детская литература», 1971