9 июня родился первый российский император Пётр Алексеевич Романов (1672—1725), известный также как Пётр Первый или Пётр Великий.
Русская музыкальная культура эпохи Петра I
Трудно переоценить роль Петра Алексеевича Романова в формировании нового российского государства — государства, которое, с некоторыми оговорками, продолжает существовать до сих пор. Под руководством и при непосредственном участии первого русского императора была создана регулярная армия, возник военно-морской флот, Россия получила выход к Балтийскому морю, невиданными доселе темпами стали развиваться промышленность, внутренняя и внешняя торговля, были одержаны крупные военные и дипломатические победы. Петровские преобразования затронули также область изящных искусств. О том, как изменилась русская музыкальная культура в эпоху Петра, рассказывает советский музыковед Тамара Ливанова.
Самое основное для музыкальной культуры петровского времени «письменной традиции» — это высвобождение из-под власти церкви и новая широта общественного воздействия. Удельный вес культовой музыки в обществе резко уменьшается, что тесно связано со всей политикой Петра в отношении церкви. Самые формы церковной музыки — новые и пышные (расцвет партесного концерта!1) — далеки от строгости, простоты и предельной сдержанности знаменного пения.2 Нет сомнений в том, что в церковную музыку вкладывается новое содержание; более чем когда-либо раньше она становится торжественной дворцовой музыкой, славой государству. Огромным сдвигом для музыкальной культуры нашей страны было то, что музыка при Петре3 вышла на улицы и площади, что ей было придано новое, государственное, общественное значение. Успехи русского оружия, победы русских войск праздновались широко, публично, на улицах Москвы и Петербурга. Триумфальные шествия, панегирические спектакли4 с музыкой, исполнение торжественных, фанфарных кантов5 и виватов6 на открытом воздухе, участие музыки в сатирических маскарадах, устраиваемых на улицах Петром,— все это было ново, все это выдвинуло музыку в небывалой общественной функции и потребовало от нее простых, сильных, элементарных, в своем прямом, торжественно-героическом воздействии, средств.
Тогда же начала изменяться роль музыки в быту, что захватило вначале только узкие круги общества. Новые, модные танцы на ассамблеях, первые, еще единичные, концерты в Петербурге, самое начало любовной лирики нового типа были тесно связаны с изменением домашнего общественного уклада, с отходом от старинных форм общежития. Светская музыка в театре, заботы Петра о военной музыке, введение застольной музыки при дворе — все свидетельствовало о расширении и росте этого рода музыкальной культуры. Формы ее еще были простейшими — канты, виваты, фанфары, марши, танцы, бытовая песня, — но они и не могли быть иными «при стуке топора и при громе пушек» в великой страде петрова времени.
Примечания
1) ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелат. partes — голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки XVII—XVIII вв. Количество голосов от 3 до 12 (иногда до 24, 48). Различались композиции с т. н. постоянным (обычно 4-голосные обработки мелодий знаменного и других распевов) и переменным (с чередованием звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов) многоголосием. Особенно развитой фактурой отличались партесные концерты.
2) ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ (крюковое пение), основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками — знаменами, или крюками). Известен с XI в. Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.
3) Основным музыкальным жанром петровской эпохи был КАНТ (от лат. cantus — пение, песня), род бытовой многоголосной песни (преимущественно 3-голосной), распространенной в России, на Украине и в Белоруссии в XVII—XVIII вв. Канты исполнялись ансамблем певцов или хором без сопровождения. Первоначально — на религиозные тексты; с XVIII в. — бытовые, любовно-лирические, а также военно-патриотические канты, в петровскую эпоху — «приветственные» и «панегирические» («виватные») канты.
4) В период царствования Петра I возникают «приветственные», или «панегирические», КАНТЫ, посвящённые крупным событиям государственной жизни, военным победам и т. д. Мелодика этих кантов характеризуется фанфарными оборотами, торжественными ритмами полонеза, пространными ликующими руладами. Исполнение их часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.
5) Имеются в виду КАНТЫ, имитирующие трубный сигнал торжественного или воинственного характера, который обычно состоит из звуков мажорного трезвучия.
6) Имеются в виду виватные канты. ВИВАТНЫЙ КАНТ (виват) (лат. vivat — да здравствует), вид панегирического канта, сложившийся в русской музыке Петровской эпохи. Мелодия имела фанфарно-руладный характер. Исполнялись хором или группой певцов главным образом во время придворных приемов и празднеств. Существовали до конца XVIII в.
Источник: Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. Том I. М., 1953.