Сегодня, 4 августа, исполняется 115 лет со дня рождения советского композитора Бориса Александровича Александрова (1905—1994).
Композитор Борис Александров. Краткая биография
Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской премии (1978), Государственных премий СССР (1950) и РСФСР имени М. И. Глинки (1985). Народный артист СССР (1958).
Борис Александрович Александров родился 4 августа 1905 г. в г. Бологое в музыкальной семье: его отец — известный советский композитор, автор Гимна Советского Союза, основатель и многолетний руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии — А. В. Александров. С детства Б. Александров занимался игрой на фортепиано и пел в хоре. В 1929 г. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. После этого (до 1937 г.) заведовал музыкальной частью Театра Советской Армии, в 1933—1941 гг. вел курс инструментовки и чтения партитур в Московской консерватории. В 1942—1947 гг. возглавлял Ансамбль советской песни Всесоюзного радио. С 1937 г. помощник А. В. Александрова в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Советской Армии, в 1946 г., после смерти основателя, начальник и художественный руководитель этого коллектива. Успешно работает Б. Александров и в сценических жанрах. Творчество композитора сыграло важную роль в развитии советской музыкальной комедии.
В 1971 г. награжден Золотой медалью имени А. В. Александрова.
Композитор Борис Александров. Биографический очерк
Борис Александрович Александров… Кто не знает имени этого музыканта?! Тысячи, миллионы людей видели его во главе овеянного мировой славой Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. На всех континентах планеты звучали и звучат его песни, народные мелодии в его обработке.
Да, вот уже многие десятки лет наша музыкальная культура и в праздники и в будни просто немыслима без этого человека. 60 лет назад, еще до поступления в Московскую консерваторию, начал он работать в коллективах художественной самодеятельности московских клубов, а, получив в 1929 году диплом композитора, вслед за отцом посвятил себя в первую очередь военной музыке.
…Детство его прошло на волжских берегах. Так же, как и его отец, знаменитый Александр Васильевич, Борис еще в юные годы проявил замечательные музыкальные способности. Было это в городе Тверь, который ныне называется Калинин. Недалеко от дома Александровых находились солдатские казармы, оттуда часто доносились звуки песен, и они захватывали воображение мальчугана. Шли как-то по улицам колонны солдат в выбеленных от солнца гимнастерках — и тогда, по собственным словам Бориса Александрова, он не выдержал и кинулся вдогонку за песней. Она быстро удалялась, а он все бежал за ней…
Много дней прошло с той поры. Мальчик, кинувшийся «вдогонку за песней», достиг своей цели — стал профессиональным музыкантом, с искусством которого знакомы повсюду. Но к этому признанию вел долгий и трудный путь. Конечно, влияние и пример отца сыграли решающую роль в его художественной биографии. Однако эстафету преданного служения искусству он воспринял также из рук видного мастера отечественной музыки, великолепного педагога — Рейнгольда Морицевича Глиэра. В его классе Борис Александров овладевал секретами композиторского мастерства.
Борис Александров еще со студенческой скамьи связал свою жизненную и творческую судьбу с Советской Армией. В течение семи лет он заведовал музыкальной частью только что созданного Центрального театра Красной Армии. Этот театр ныне широко известен и у нас в стране, и за рубежом. Его лучшие спектакли, как правило, наполнены отличной музыкой. С театром на протяжении многих десятилетий сотрудничают крупные советские композиторы. Достаточно вспомнить постановку пьесы «Давным-давно» с прекрасной музыкой Тихона Хренникова. Эти музыкальные традиции драматического театра закладывались при непосредственном участии Бориса Александрова. Можно смело утверждать, что здесь он на практике изучал законы театральной сцены, ее специфику. Недаром первый большой творческий успех молодого композитора был связан с музыкальным театром. Когда народы Советской страны праздновали двадцатилетие Великой Октябрьской социалистической революции на сцене появилась оперетта Б. Александрова «Свадьба в Малиновке», ставшая классическим завоеванием этого демократичного жанра. Впрочем, и здесь композитор не расстался с военной темой — ведь его оперетта повествует о славных страницах истории гражданской войны. Народный сюжет, в котором эпизоды революционной борьбы переплетаются с судьбами простых людей, неподдельное веселье, юмор, душевная лирика — все это определило основополагающее значение «Свадьбы в Малиновке» на путях развития реалистической музыкальной комедии.
И в дальнейшем Б. Александров не без успеха обращался к жанру оперетты. На афишах многих театров страны находим мы названия его произведений — «Сотый тигр», «Год спустя», «Девушка из Барселоны», «Гюзель», «Кому улыбаются звезды»… Великолепный и разносторонний профессионал, Б. Александров отлично владеет и другими, так сказать, академическими, жанрами. Он пробовал свои силы и в области оркестровой и камерно-инструментальной музыки, а его балет «Левша» (по Н. Лескову) принадлежит к значительным завоеваниям советского хореографического театра.
И тем не менее, с тех пор как в 1937 году он стал заместителем художественного руководителя Краснознаменного ансамбля, вся его творческая жизнь неразрывно связана с прославленным армейским коллективом. Особенно укрепилась эта связь в суровую пору Великой Отечественной войны. Более полутора тысяч концертов дали краснознаменцы для солдат и тружеников тыла. Участником большинства из них был Борис Александров. Во главе одной из групп ансамбля он прошел славный путь до Берлина, до стен рейхстага. В те, а также и в последующие годы Б. Александров проявил себя не только как организатор и дирижер, но и как композитор, музыка которого служила оружием в борьбе с врагом, в отстаивании идей мира и гуманизма. Среди немеркнущих памятников той героической поры — и его песня «Да здравствует наша держава».
В 1946 году Борис Александров сменил отца у штурвала Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Многим замечательным мелодиям, известным во всем мире, дали Александров и руководимый им коллектив путевку в жизнь.
«Своими практическими советами он всегда помогает автору сделать песню более современной и выразительной,— говорит композитор Эдуард Колмановский.— Я от всей души благодарю Бориса Александровича за чудесное исполнение ансамблем моих песен и в особенности песни «Хотят ли русские войны». Для меня это исполнение — одна из самых больших и высоких творческих радостей, которая только может выпасть на долю автора».
С ним был солидарен и известный мастер песни Вано Мурадели:
«Мне как советскому композитору особенно приятно отметить выдающуюся роль замечательного ансамбля и его талантливого руководителя в важнейшем деле пропаганды среди широких масс трудящихся, в армейской и флотской аудитории советского музыкального и хореографического искусства. Если советские слушатели с благодарностью вспоминают о своих встречах с полюбившимся ансамблем, то советские композиторы, чьи произведения с вдохновляющей силой были исполнены этим ярким коллективом, испытывают двойное чувство признательности прославленному ансамблю. Очень многие советские песни впервые получили широкую дорогу в народ благодаря творческим усилиям Краснознаменного ансамбля. Б. А. Александров — музыкальный деятель высокой профессиональной культуры, круг его творческих интересов глубок и разнообразен. С большой последовательностью он стремится обогащать репертуар ансамбля, включая в него лучшие образцы оперного и хорового творчества русской и западной музыкальной классики, многонациональное песнетворчество народов Советского Союза и социалистических стран, вокально-хоровые произведения советских композиторов… Я был счастлив передать ансамблю несколько своих произведений, в том числе «Бухенвальдский набат»…».
И конечно, в репертуаре ансамбля всегда присутствуют сочинения его руководителя. «Песня о Ленине», «Песня о России», «Молодость мира», «Баллада о московском мальчишке», «Шел солдат», «Я о мире пою», «Отчизна», «Песня мужества» — все эти мелодии полюбились слушателям. А наряду с ними программы краснознаменцев сегодня украшены и крупными патриотическими полотнами Бориса Александрова. Мощно звучат в исполнении военных артистов оратория-поэма «Дело Ленина бессмертно», оратория «Солдат Октября защищает мир», кантата «Тебе присягаем, Отчизна».
Многие из этих сочинений знакомы и зарубежным слушателям, ибо гастрольные маршруты ансамбля пролегают через страны и континенты. Всюду выступления краснознаменцев во главе с Б. Александровым вызывают восхищенную реакцию многотысячных залов. «Это действительно спектакль, который невозможно описать,— читаем в одном из откликов парижской прессы.— Его нужно видеть и слышать, чтобы отдать себе отчет в том, до какого совершенства эта вокально-хореографическая группа сумела под руководством Бориса Александрова поднять народное искусство». Александровцы (как называют часто этот ансамбль) стали первым советским коллективом, награжденным в Париже (в честь выпуска миллионной пластинки) золотым диском Французской академии звукозаписи.
…Сравнительно недавно Борис Александрович Александров отметил свое восьмидесятилетие. Возраст почтенный. Но он по-прежнему в строю, и, когда он встает за дирижерский пульт, его по-прежнему встречают восторженные аплодисменты.
Источник: Гордость советской музыки. М., 1987.