Август. Народный календарь, пословицы, поговорки, приметы, обычаи, традиции
Наступил восьмой месяц 2018 года и второй месяц лета — август. В русском народном календаре есть множество обычаев, обрядов и примет, связанных с этим месяцем.
Август-жнивень. Имя и символика месяца
По древнеримскому солнечному календарю последний месяц лета был шестым месяцем года и соответственно назывался «секстилисом». Однако в первом веке до нашей эры его переименовали в честь римского императора Гая Юлия Цезаря Октавиана. Сенат преподнес ему титул «Август», что означает «возвеличенный богами». У февраля тогда один день отобрали и к августу добавили: чтобы было 31, как в июле, чтобы ни в чем не уступал крестнику Юлия Цезаря.
В Древней Руси август был шестым месяцем. Кажется, что одно из названий этого месяца на Руси позаимствовали у самой природы. Да как точно вышло — зорничник! Одного корня с зарей, зорить — зреть. В эту пору главное богатство земли созревает — хлеба, зерно. В августе серпы греют: жарко от усердной работы на ниве — так надо понимать пословицу.
Народ мудро словом метит. В книгах XVIII века встречаются наряду с принятым уже августом еще и другие, старые русские названия — серпень, жнивень. «Густырь,— записал В. Даль во Владимирской губернии и пояснил :— Всего в избытке, густо едят». Отсюда — густарь, хлебосол, разносол, собериха, припасиха, коловоз, капустник…
Где как, а суть одна: август действительно богат дарами, велик ими! За все лето отчитывается.
У августа много народных названий. «Жнивень» и «серпень» — от разгара жатвы, «зарев» от ярких, холодных зорь, «серпень» — потому что в эту пору жали хлеб серпами. В наши дни такое имя месяца сохранилось на Украине и в Польше, а в Чехословакии созвучно ему — «српен». В Белоруссии август называют «жнивнем» по зажину хлебов, а в Сербо-Хорватии величают «коловозом» — по перевозке сжатого хлеба возами.
Старинные месяцесловы именуют август «зорничником» («зарничником») от слова «зорить» — зреть или от ясных зорь и ярких зарниц, которыми так часто красен август; «живнем», «горячим месяцем жатвы» — по разгару хлебной уборочной страды, «леноростом» — от расстилания льна по росной траве.
Очевидно, от слова «зареветь» произошло еще одно старинное название последнего месяца лета — «зарев». В это время происходят у оленей гон, брачные турниры, и рогачи ревут в лесах.
А еще август — «малиновое лето», его «венец» и «закат», «межняк» — и межа лета и осени, пора семян и паутины, «спелый месяц».
Августовский календарь
1 августа. День Макриды. Макринин день. Мокрины. Месяц открывается днем Макриды — указательницы осени. Смотри осень по Макриде: Макрида мокра и осень мокра. Мокрида снаряжает осень, а Анна (7/VIII) — зиму. Исследователь народного погодоведения К. Ф. Агринский на основе многолетних наблюдений утверждал в конце прошлого века, что подобная взаимосвязь проявляется довольно часто.
2 августа. Ильин день. День Ильи Пророка. Это одно из примечательных чисел августа. Илья почитался держателем гроз. Так уж случается, что в этот день редко не гремит гром и не поливает как из ведра дождь. Отсюда шли всякие суеверия, страхи и россказни. Но Ильин день в крестьянском календаре отмечен и весьма поучительными наблюдениями. На Илью до обеда лето, а после обеда осень. До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет. С Ильина дня ночь длинна и вода холодна. На Ильин день олень копыто (медведь лапу) обмочил — купанию конец. Придет Илья — принесет гнилья (дождей). На Ильин день зима с летом борются. Петр и Павел (12/VII) на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок. До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит. Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два. К Ильину дню выпекали первые колоба из новины. Деревня отъедалась на чистом, немешаном хлебе. Встарь сжатый хлеб сперва завозили на гумна, в овины, откуда до самой зимы доносились перестуки братцев-хватцев — цепов. Влажные снопы держали в сушилках — курных сараях. В августе молотить некогда — заедала неотложная полевая работа. Вовсю разворачивается ржаной сев. Яровой сею — по сторонам гляжу, ржаной сею, шапка с головы свалится — не подыму.
3 августа. День Онуфрия Молчаливого. На Онуфрия не произноси лишнего слова без крайней необходимости.
4 августа. День Марии Магдалины. Мария Ягодница. День Марии Магдалины. Мария Ягодница. Начинали собирать красную и черную смородину.В поле никто не работал — гроза могла убить. На Марию гроза – будет сена за глаза. Сильные росы — льна будут косы.
5 августа. День Трофима Бессоника. Калинники-Малинники. Начинается пора рабочей страды. Долго спать — добра не видать». В страду одна забота — не стояла бы работа. Жать — не дремать. Хорошему хозяину и день мал. Идет работа — спать неохота. На Трофима начинали собирать калину и малину. С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь.
6 августа. День Бориса и Глеба. Борис и Глеб — поспел хлеб.
7 августа. Анна Летняя. Следили за погодой. Погода до обеда предсказывала погоду зимой до декабря, после обеда — после декабря. День светлый и теплый — зима холодная, дождливый — снежная и теплая.
8 августа. День Ермолая. Поспевал первый картофель. Крестьяне торопились закончить жатву. Ермолай — хлеб прибирай!
9 августа. День Пантелеймона. Пантелеймон Целитель или Пантелеймон Кочанный. Из кладовых доставали капусту прошлого урожая и пекли пирожки из слоеного теста. Хлеб да капуста лихого не допустят. Ельник-березник — чем не дрова? Хлеб да капуста — чем не еда? Без капусты брюхо пусто.
10 августа. День Прохора и Пармена. Праздник кузнецов. Также считалось, что любые торговые начинания в этот день не заладятся. Прохоры-Пармены — не затевай мены.
11 августа. День Калинника. К этому дню поспевает калина.
12 августа. День Силуана и Силы. Считали, что рожь, посеянная на Силу, родится сильно. Это был наилучший срок посева ржи для ряда мест, и никакого мистицизма в такое выражение не вкладывалось.
13 августа. День Евдокима. Евдокимово заговенье перед Успенским постом.
14 августа. Успенский пост (Первый Спас, Медовыц Спас, Маковый Спас, Спас на воде). Проводы лета. Пасечники выламывали в ульях соты, отчего первый Спас называли «медовым». Пчела перестает носить медовую взятку. Отлетают ласточки. Некогда полагали, что ласточки не улетают в заморские страны, а ложатся на дно колодцев. Существо такого поверья, видно, связано с привычкой касаток селиться на лето в срубах колодцев. Стоит только взяться за крючки ворота, как из глубины шахты выскочит и взмоет над головой стайка пернатых. Но вот в какой-то день, предвестник осени, крестьянин замечал, что из колодца больше не выпархивают ласточки. Значит, полагал он, они легли на дно. С первого Спаса — холодные росы. У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье.
15 августа. Степан Сеновал. Косят отаву — отросшую траву, обхаживают лошадей. По этому дню определяли погоду в сентябре.
16 августа. Антон Вихревей. Определяли погоду на будущую зиму. Ежели ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.
17 августа. День Авдотьи Сеногнойки. Заладили дожди. Средь бела дня, без молний и грома. Застаиваются лужи, прядают тонкие ручейки. О дожде в народе хранилась такая притча: «Дождь слепой. Ему говорят: «Иди туда, где тебя просят».— А он пошел, где сено косят». Ему говорят: «Иди туда, где тебя ж дут».— А он пошел, где жнут». На Авдотью-сеногнойку срывали огурцы. Хозяйки ошпаривали кипятком с крапивой кадки, предназначенные для солки огурцов, проветривали их в солнечные дни на воле, скребли и мыли.
18 августа. День Евстигнея Житника. В этот день крестьяне заклинали жнивы от нечистой силы. Мать Сыра Земля! Уйми всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела.
19 августа. Яблочный или Второй Спас. К этому дню поспевали яблоки. Спелые яблоки срывали и освящали в церкви. Могло наступить похолодание. На второй Спас бери голицы про запас. Второй Спас шубу припас.
20 августа. День Марина и Пимена. Подавали на стол пироги с малиной. Марины — не ищи в лесу малины. Девки лес обойдут, дочиста оберут.
21 августа. День Мирона Ветрогона. В этот день нередко случались сильные ветры. Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут.
22 августа. День Матвея Змеесоса. Считалось, что в этот день к коровьему вымени могут прицепиться змеи и высосать молоко, поэтому скотину старались не выпускать на пастбище, а крестьянки доили корову без «лишнего глаза».
23 августа. День Лаврентия. На Лаврентия соблюдали поэтический обычай — в полдень смотрели в воду: коли тиха, не волнуется,— осень обещает быть тихой и зима без злых метелей. У И. А. Бунина в рассказе «Антоновские яблоки» приведена такая примета: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».
24 августа. День Евпатия Коловрата. Начинали стричь овец, пряли нитки и вязали теплые вещи к зиме, изготавливали валенки.
25 августа. День Фотия. Прибирались на поветях, где хранились лошадиные упряжи, бороны и сохи. Фотя Поветенный хозяину покоя не дает — на поветь зовет.
26 августа. День Тихона. Прибирались в сараях и погребах, заговаривали сени и зимние хранилища от недоброго слова, от дурного глаза и всякой нечисти.
27 августа. День Михея Тиховея. Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются. На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведреной осени; Михей с бурей — к ненастному сентябрю.
28 августа. Успение. Успенье, подходит к концу жатва. Последний отлет ласточек. Начало молодого бабьего лета (длится до 11 сентября). С Успенья солнце засыпает.
29 августа. Третий Спас. Ореховый Спас. Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают. На Третий Спас пекли караваи из нового урожая зерна. Третий Спас хлеба припас.
30 августа. День Мирона. Пора заканчивать полевые работы. На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки.
31 августа. День Флора и Лавра. Этот день считался последним для полевых работ. Окончание сева отмечалось праздничным гуляньем.
Природа в августе. Погода в августе
Спадает летнее тепло, уходит. Сначала это почти незаметно, но вот дожди и прохлада день ото дня настойчивее, и убеждаешься: накал солнышка уже не тот, время сдвинулось к осени. Да так оно и есть: первая половина августа жаркое лето, вторая соседствует с первоосеньем — неустойчивой, хотя в общем-то и теплой погодой.
Лето бежит вприпрыжку.
И все-таки, как величав август в своем спокойствии! Ровно греет солнышко, покуда не насупится тучками. Грозовые дожди исподволь поят землю: пронесутся и стихнут. В поле по-прежнему работа: и косить надо, и пахать, и сеять.
Август открывает сбор грибов-листопадников. Стоит лесной подстилке напиться влагой, отволгнуть от больших рос и густых туманов, как полезут грибы.
В последние дни августа прилучаются холодные утренники. Конец озимому севу. Дни короче, и от зари до зари дольше стало. Но нередко предосенние дни бывают жарче июньских и июльских. И все-таки август — лета закат.
Август преисполнен нежности и прощального тепла: она спадает мягко, незаметно. Солнцу в это время еще широко раскрыта небесная лазурь. По средним температурам он лишь немного уступает своему предшественнику: в Подмосковье всего на 1,5—2 градуса. За ним и абсолютный рекорд тепла всех месяцев, зарегистрированный более чем за вековой период метеорологических наблюдений. Этот максимум отмечен в Москве 7 августа 1920 года: термометры тогда показали 36,8 градуса.
И какой контраст — другая крайность: абсолютный минимум месяца — отрицательный. Правда, случилось это давно, без малого сто лет назад. 31 августа 1885 года столбики термометров спустились за отметку минус 1,2 градуса. Кстати, весь тот месяц был осеннего характера. А годом раньше он едва дотянул до температуры среднего м ая — всего 12 градусов. Но такое больше не повторилось.
Август гораздо чаще бывает теплым, а на юге жарким, чем прохладным. В приморских же районах, на берегах наших морей, он особенно благодатен, причем температура воздуха здесь стоит примерно такая же, как и воды,— сказывается накопленный в ней за лето запас солнечной энергии.
В наших краях самым жарким этот месяц был в 1938 году: средняя суточная температура достигла тогда 22 градусов. Спустя год подобный рекорд зарегистрировали в Ленинграде (20 градусов). Похожим выдался в средней полосе страны и сезон 1967 года.
Многим памятно жгучее лето 1972 года. Впервые за сто лет погода как бы сфокусировала тогда жар во второй половине месяца: 21 и 22 августа в столице было плюс 36 градусов! А совсем недавно, в 1981 году, случился феномен — на Русской равнине состоялось вполне тропическое лето. Небо раскалялось от зноя так, что даже ночи до самого сентября не знали свежести. За духоту и пекло, за ураганы и ливни, за снег среди зноя этот сезон в Западной Европе назвали просто «сумасшедшим» и никак не объяснили. Во многих странах (и у нас тоже) в рекордисты жары попали не отдельные даты — целые недели. С берегов Д уная август ушел почти при 40 градусах в тени…
В последнем месяце лета еще могут быть сильные грозы. Метеорологи заметили: ливни как будто участились. Вот уже несколько лет подряд дожди льют небывало, меняются только их «адреса». Не далее как год назад мощные потоки воды обрушились с неба на курортный поселок на Черном море — Джубгу. За двое суток там выпала полугодовая норма — 230 миллиметров. А еще годом раньше тропические циклоны по 3—4 дня, не унимаясь, бушевали на Сахалине, в Приуралье, Хабаровском крае. Несколько норм августовских дождей разом выдал полуторачасовой ливень в Советской Гавани: выпало до 300 миллиметров осадков.
Близ моря и океана возросшую ярость стихии еще можно как-то понять и объяснить. Но ураган, скажем, на Смоленщине — загадочная дерзость природы. А ведь заплутал сюда такой, начередил в Ярцевском районе, повернул во время буйства воды реки Вопи вспять, метнул тысячи молний за каких-нибудь 15 минут.
Словом, август перевидел многое. Случалось, что его благодатную синь раньше срока омрачали и серые осенние дожди. И тогда безвременно меркла его краса под тяжестью свинцовых облаков. Так, в 1978 году в Латвии за месяц выпало три нормы осадков.
Казалось бы, не стоит вспоминать такие крайности и лихости погоды, но это ведь как бы крайние отметки проявления стихии. Не зная их, мы можем ненароком уйти от истины в суждениях своих и упрекнуть природу за немилость: «Погода, мол, опять какая-то не такая, вот раньше было!..»
А раньше, как видим, тоже всякое случалось, и очень многое — на наших глазах. При всем при том последний месяц лета всегда считался самым спокойным в году — размеренным, величавым.
Вдоль рек, по обрывам и ярам перелетные пернатые готовят выводки к дальним дорогам. Стаи скворцов с шумом срываются с крутизны на впадины, проделывая крутые взлеты и виражи. Вечерами и по утрам сборища грачей немолчно граят на гнездах, а как день — на добыче.
Щедро раскрывает в это время свои кладовые лес — жалует ягодами, грибами, орехами.
Но день, увы, идет на убыль. Раньше гаснут вечерние зори, удлиняются сумерки, густеют росы, остывает в туманах река. Солнце спорит с облаками. И вдруг однажды заметишь — похолодали ночи, а в чистом небе — «звездный дождь»: это наша Земля проходит метеорный поток персеид. С роем их частиц земная атмосфера ежегодно встречается 9 — 14 августа. Посланники легенды летят от укротителя дракона, скачущего на коне Персея: астрономический сигнал нашему лету, впереди — осенние созвездия.
Августовские приметы
В народе говорят. Пословицы и поговорки августа
Август — густарь, густоед, разносол: всего вдоволь.
Щедроты августа-густаря несметны. На весь год запасают хлеб, добывают корма, заготавливают разносолы . У зимы рот велик.
Август — преддверие золотой осени.
Август — хлебосол и разносол.Что в апреле зародится, то в мае взрастет, в июне — июле расцветает, созреет, а в августе в закром а и амбары схоронится.
Лишний колос в поле пуды в амбар приносит.
Зима строго спросит, что летом делал.
Зерно в колосу — торопись сжать полосу.
Зернышко пуд бережет.
Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышка, колоколнышка.
Золотой хозяин на поле, серебрян пастух — с поля (солнце и месяц).
Августовские обычаи и традиции. Хвала урожаю
Нет на земле народа, который не отмечал бы праздника урожая. У древних греков песнопениями и шествиями начинался сбор винограда, у наших предков — славян жатва составлялась красочно: зажинкам и — в начале жатвы и дожинками — в ее конце. Первый и последний снопы украшали лентами и цветами, торжественно проносили по деревне. Из зажиночного снопа пекли первый хлеб нового урожая. Дожиночный ставили в избе в переднем, «красном», углу.
По славянским, литовским, немецким поверьям, урожаи зависят от стихийных духов. В буйном полете грозовых туч и ветров они нисходят на землю оплодотворяющим семенем дождя — преобразуются в материнских недрах земли в злаки. Предки верили, что во время жатвы духи-полевики прячутся от серпа и косы в тех колосьях, которые еще остаются на корню. Вместе с последними срезанными колосьями попадают в руки жнеца и с дожиночным снопом — на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп, в котором обитали добрые духи, никогда не трогали, а наряжали куклой, ставили на почетное место.
Иногда эта кукла походила на ребенка: в зрелом хлебе люди видели дитя, рожденное плодовитой землей. Отсюда и польский обычай кричать тому, кто срезает последние колосья: «Ты отрезал пуповину!»
На Руси в конце августа отмечался и «лошадиный праздник». Табунщикам пекли именинный пирог за хороший уход за конями…
Источник: Мустаев Н. А. Народные приметы. Казань, 1988.