28 ноября родился советский писатель и поэт Константин Михайлович Симонов (1915—1979).
Поэт Константин Симонов. Краткая биография. Песни. Творчество
Довоенное творчество
СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович [15(28).11.1915, Петроград — 28.8. 1979, Москва] — поэт, прозаик, драматург, публицист.
В автобиографии вспоминает: «Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим.— Ред.) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий» (Три тетради. М., 1964. С. 584). Участник японской и Первой мировой войн, отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами сердечной признательности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева; передала любовь к литературе и сыну. В 1930 Симонов окончил семь классов трудовой школы, затем учился в ФЗУ (фабрично-заводское училище) металлистов и стал токарем по металлу. В 1931 семья переехала в Москву; Симонов окончил ФЗУ точной механики и работал токарем на авиационном заводе, затем в механическом цехе кинофабрики «Межрабпомфильм», токарем на киностудии «Мосфильм». Работу на производстве совмещал с учебой в Литературном институте имени М. Горького.
В 1934 опубликовал стихи в сборнике молодых поэтов «Проба сил», в 1936 — в журнале «Молодая гвардия» и «Октябрь». В 1938 издал отдельной книгой поэму «Павел Черный» и сборник стихов «Настоящие люди», в котором, по его словам, стремился воплотить «образы людей, не знающих покоя и до смертного часа не останавливающихся на достигнутом» (Норвежский дневник. М., 1956. С. 19). Первые произведения «Победитель» (1937) — о Н. Островском, «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939) обращают на себя внимание своей многотемностью, но в этих поэмах молодой автор писал как бы об одном — о мужестве, о человеческом достоинстве, о готовности к подвигу. Об этом и поэма «Мурманские дневники» (1938), воспевшая «дерзкий мир больших желаний и страстей», и стихи об Амундсене, об испанском республиканце. Симонов стал олицетворением молодой поэзии предвоенных лет, заслужив признание многосторонностью, энергией, упорством, трудоспособностью, четкостью мысли (Литературный современник. 1940. № 2. С. 130).
Поэмы конца 1930-х «Ледовое побоище», «Победитель», «Суворов» не только знаменовали приход в литературу масштабно мыслящего поэта, но и выразили ощущение военного предгрозья, приближения войны. Ее дыхание слышится с фронтов борющейся против фашизма Испании — и Симонов пишет стихотворение «Генерал» и другие стихи об Испании.
В 1938 Симонов окончил Литературный институт имени М. Горького. В 1939 по предписанию Политуправления Красной Армии уехал на Халхин-Гол в связи с японской агрессией в Монголии в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Пишет стихотворения «Письма домой», поэму «Далеко на Востоке» и другие. Критика тех лет отмечала: «Стихи К. Симонова о Монголии — одно из самых заметных явлений в нашей поэзии за последние годы» (Литературное обозрение. 1940. № 24. С. 14).
В 1940 написал первую свою пьесу «История одной любви», в конце того же года она была поставлена на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. Широкая популярность выпала на долю следующей его пьесы — «Парень из нашего города», поставленной в том же театре уже накануне войны, в марте 1941. В образе ее героя Сергея Луконина автор воплотил честность и отвагу своего поколения, его бескорыстие и патриотизм. Пьеса передавала предчувствие грядущих боев, и с началом Великой Отечественной войны интерес к ней закономерно возрос — только за первые три недели войны состоялись премьеры пьесы в двух московских театрах и в Ворошиловграде. Название пьесы «Парень из нашего города» стало нарицательным, как добрая примета того поколения, которое приняло на себя первый ураган войны. В середине июня 1941 Симонов окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.929 семья переехала в Подмосковье. В 1937 на Дальнем Востоке давал гастроли Театр Красной Армии. Фатьянов был еще не артист, а ученик театральной школы, но театр взял его с собой. В 1938 окончил ГИТИС (Государственный институт театрального искусства). В 1940 Фатьянов — в ансамбле красноармейской песни и пляски Орловского военного округа, ведущий концертной программы и чтец ансамбля.
Песня «Жди меня». Слушать онлайн. Видео
Песня «Жди меня» («Жди меня, и я вернусь», 1943) Матвея Блантера на стихи Константина Симонова. Исполняет Геннадий Белов. Фрагмент записи с авторского вечера композитора Матвея Блантера. 1978 г.
Великая Отечественная война
Песенка военных корреспондентов. Слушать онлайн. Видео
Песенка военных корреспондентов (Корреспондентская застольная, «От Москвы до Бреста Нет такого места», «Там, где мы бывали, Нам танков не давали», 1943) Песня Матвея Блантера на стихи Константина Симонова. Исполняет Иосиф Кобзон. Фрагмент записи с авторского вечера композитора Матвея Блантера. 1978 г.
Послевоенное творчество
В 1950—1953 Симонов был главным редактором «Литературной газеты», в 1946—1950 и в 1954—1958 — главным редактором журнала «Новый мир». С 1958 по 1960 жил в Ташкенте, работал корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии, ездил на Памир, Тянь-Шань, в Голодную степь, Каракумы, по трассам строящихся газопроводов. В 1963—1967 в качестве корреспондента «Правды» побывал в Монголии, на Таймыре, в Якутии, Красноярском крае, Иркутской области, на Кольском полуострове и др. В 1970 был во Вьетнаме, издал книгу «Вьетнам, зима семидесятого…» (1970—1971). В драматических стихах о войне во Вьетнаме «Бомбежка по площадям», «Над Лаосом», «Дежурка» и др. возникают сопоставления с Великой Отечественной войной: «Сидят ребята, Ждут ракеты, / Как мы когда-то / В России где-то…»
В 1950—1960-е Симонов продолжает работать в прозе над темой Великой Отечественной войны. В 1959 вышел роман «Живые и мертвые», затем последовали романы «Солдатами не рождаются» (1964) и «Последнее лето» (1971). Эти произведения составили трилогию «Живые и мертвые», которая посвящена трем разным этапам Великой Отечественной войны: первая книга — первые недели войны, отступление, во второй книге — решающая битва на Волге, в третьей — 1944, бои за освобождение Белоруссии. Постоянно внимание и пристрастие Симонова к людям сильным, прекрасным своим мужеством и целеустремленностью: «Старшина Ковальчук прячет под гимнастерку знамя дивизии и пробивается из окружения к своим. Капитан Гусев и его артиллеристы собственными руками катят пушку от Бреста до Смоленщины больше четырехсот верст. Пожилая женщина со спокойной неторопливостью требует, чтобы ей дали возможность работать санитаркой в условиях фронта… Старый путевой обходчик добровольно сражается вместе с ротой Синцова и мужественно погибает в бою» (Финк Л.— С. 269).
Автор говорит о драматизме отступления в первые месяцы войны, но вместе с тем он показывает, как уже тогда крепли нравственные силы народа. Центральной фигурой трилогии и, по признанию критики, высшим художественным достижением ее автора становится образ Серпилина (прототип — полковник Кутепов), суть характера которого в сплаве человеческого достоинства и солдатской гордости. Образ Серпилина развивается, обогащается в центральном романе трилогии «Солдатами не рождаются». Новые драматические коллизии возникают в «Последнем лете» (противостояние Серпилина и Львова и др.). В «Последнем лете» Серпилин ведет в бой сто тысяч человек и успешно решает задачи громадной стратегической сложности. Рядом с Серпилиным последовательно раскрываются образы генерала Бойко, полковника Ильина, Синцова и др. Повествование основано на документальных материалах архивов и библиотек; работая над трилогией, Симонов в течение нескольких месяцев встречался с участниками боев. Изображая решающие этапы войны, битвы под Москвой и Сталинградом, автор создает художественную историю всей войны. Трилогия была хорошо принята читателями; по роману «Живые и мертвые» был поставлен 2-серийный кинофильм.
1970-е также были плодотворны. Помимо «Последнего лета» читатели и зрители получили повести «Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой», кинофильм «Двадцать дней без войны», два тома дневников «Разные дни войны», книгу выступлений о литературе «Сегодня и давно»; к этому надо добавить статьи, очерки, телевыступления. Особого внимания заслуживает деятельность Симонова как переводчика, в широчайшую сферу его внимания вошли М. Вагиф, М. Видади, С. Вургун, Б. Шинкуба, Г. Гулям, Х. Алимджан, А. Мухтар, М. Карим, К. Каладзе, Ф. Халваши, Р. Гамзатов, Э. Межелайтис, В. Незвал, В. Тавлай, Н. Хикмет, И. Тауфер, Д. Методиев, Зульфия, Р. Киплинг. В 1978 Симонов писал: «Несколько последних лет, помимо чисто литературной работы, я занимался еще и кино- и теледокументалистикой. При моем участии были сделаны кинофильмы „Если дорог тебе твой дом…“, „Гренада, Гренада, Гренада моя…“, „Чужого горя не бывает“, „Шел солдат…“, „Маяковский делает выставку“ и телевизионные фильмы „Солдатские мемуары“, „Александр Твардовский“, „Какая интересная личность“» (Если дорог тебе твой дом… С. 12). Поистине прав Расул Гамзатов, назвав Симонова ровесником „не одного, а нескольких поколений“ (Литературная газета. 1965. 27 ноября).
Источник: В. А. Шошин. Симонов Константин Михайлович. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П—Я. С. 667—669.
СОЧИНЕНИЯ КОНСТАНТИНА СИМОНОВА:
Собрание сочинений: в 10 томах (2 доп. тома). М., 1979—1987;
Собрание сочинений: в 6 томах. М., 1966—1970;
Стихотворения и поэмы. Л., 1990. (Библиотека поэта. Малая серия);
Стихотворения. Поэмы. М., 1985;
Поэмы. М., 1986; Повести и рассказы. М., 1989;
Из трех тетрадей: Стихи, поэмы. М., 1990;
Письмо к родителям // Русская литература. 1995. № 3;
Сто суток войны. Смоленск, 1999;
Свеча // Рассказы о войне. М., 2000. С. 135—146;
Стихотворения. Поэмы. Вольные переводы. М., 2000.
ЛИТЕРАТУРА О КОНСТАНТИНЕ СИМОНОВЕ:
Вишневская И. Константин Симонов: Очерк творчества. М., 1966;
Фрадкина С. Творчество Константина Симонова. М., 1968;
Финк Л. Константин Симонов: Творческий путь. М., 1983;
Константин Симонов в воспоминаниях современников. М., 1984;
Ваншенкин К. Жизнь на износ: О К. Симонове // Октябрь. 1984. № 11;
Лазарев Л. Константин Симонов: Очерк жизни и творчества. М., 1985;
Трояновский П. Солдатскими дорогами // Нева. 1985. № 5;
Дангулов С. Художники: Литературные портреты. М., 1987. С. 79—101;
Караганов А. Константин Симонов вблизи и на расстоянии. М., 1987;
Муратов Э. «В Абхазии я долго жил…» // Нева. 1991. № 10;
Вольпе Л. Под огнем: К. Симонов на Халхин-Голе // Дальний Восток. 1991. № 11;
Левин Л. Такие были времена. М., 1991. С. 211—223, 386—389;
Симонов А. Если дорог тебе твой отец… // Литературная газета. 1995. № 48;
«Поэтическая душа нынешней войны»: А. Твардовский о лирическом цикле К. Симонова «С тобой и без тебя» // Вопросы литературы. 1996. № 4;
Данилова Л. Памяти писателя Константина Симонова // Рязанский следопыт. 1999. №8;
Стукалин Б. Константин Симонов // Подъем. 2001. № 3;
Чудакова М. «Военное» стихотворение Симонова «Жди меня…» (июль 1941) в литературном процессе советского времени // Новое литературное обозрение. 2002. № 58;
Беляев А. На Старой площади // Вопросы литературы. 2002. Вып. 3.
Тексты песен на стихи Константина Симонова
ЖДИ МЕНЯ. Музыка М. Блантера
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забьггь пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди, и с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять, не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил — будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1943
ПЕСНЯ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ. Музыка М. Блантера
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в пыли,
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Жив ты или помер —
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать.
И чтоб, между прочим,
Был фитиль всем прочим,
А на остальное — наплевать!
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь,
Так давай по маленькой хлебнем!
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем.
Есть, чтоб выпить, повод —
За военный провод,
За У-2, за «эмку», за успех…
Как пешком шагали,
Как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнет:
— С наше покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год.
Там, где мы бывали,
Нам танков не давали,
Репортер погибнет – не беда.
Но на «эмке» драной
И с одним наганом
Мы первыми въезжали в города.
Помянуть нам впору
Мертвых репортеров.
Стал могилой Киев им и Крым.
Хоть они порою
Были и герои,
Не поставят памятника им.
Так выпьем за победу,
За свою газету,
А не доживем, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой.
Жив ты или помер —
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать.
И чтоб, между прочим,
Был фитиль всем прочим,
А на остальное — наплевать!
1943