4 апреля родился советский композитор Сигизмунд Кац (1908—1984).
Песня «Два Максима» Сигизмунда Каца на стихи Владимира Дыховичного. История создания
Вечером 21 июля 1941 года в Москве раздались сигналы воздушной тревоги. Более двухсот фашистских самолетов приближались к городу. Это был первый налет вражеской авиации на советскую столицу. Но хотя продолжался он несколько часов, фашистским стервятникам не удалось нанести городу большие повреждения. Со значительными потерями они вынуждены были вернуться на свои базы.
Так началась долгая воздушная битва за столицу, битва, в течение которой фашисты сбросили на Москву более ста тысяч одних только зажигательных бомб. Но все же город остался почти невредимым, и в этом заслуга не только наших отважных летчиков и зенитчиков, но и тысяч москвичей — добровольцев-дружинников ПВО. Среди них был и молодой композитор Сигизмунд Кац.
— Я хорошо помню свой пост № 4, чердачное окно, улицу,— вспоминает композитор.— Иногда в перерывах между авианалетами приходилось сидеть «без дела», и мы — дворовая ПВО,— пользуясь этим, слушали и смотрели, как вдалеке от нашего района грохотали зенитки и скрещивались стрелы прожекторов. В такие ночи я обычно пытался сочинять — это немного отвлекало от тяжелых мыслей, связанных с внезапно наступившей войной, и немного избавляло от чувства страха. А страшно было. Еще только вчера, когда тяжелая фугасная бомба упала во двор соседнего дома, нас чуть не сбросило с крыши взрывной волной…
«Так, так, так!»—говорит пулеметчик,
«Так, так, так!» — говорит пулемет… — пытался вникнуть я в стихи В. Дыховичного, которые он мне вручил утром.
…Поэт Владимир Дыховичный выступал перед ранеными бойцами в одном из московских госпиталей. Он обратил внимание, что под лестницей стоял, как бы готовый к бою, станковый пулемет «максим». Поэту рассказали, что в одной из палат лежит раненый пулеметчик, которого тоже зовут Максимом.
Когда Дыховичный через несколько дней снова побывал в этом госпитале, он узнал, что «тезки» — Максим-пулеметчик и его пулемет— отбыли на фронт. У поэта стали складываться строки будущего стихотворения:
На границе шумели березки,
Где теперь пришлось нам воевать,
Там служили-дружили два тезки —
Их обоих Максимами звать.
Был один — пулеметчик толковый
(Познакомьтесь с Максимом моим!),
А другой — пулемет был станковый
По прозванию тоже «максим».
Композитор написал песню на эти стихи.
— Я сразу почувствовал,— говорит С. Кац,— как ослабевает напряжение предшествовавших дней и бессонных ночей, растет уверенность и спокойствие, ощущение своей причастности к единой семье защитников любимой Москвы. Впервые за все дни войны я уснул со спокойной творческой совестью: первая моя военная песня была создана…
Утром композитор понес ее на радио. Там новая песня вызвала споры. Одни считали, что она слишком легковесна, не соответствует духу времени, другие не соглашались с такой точкой зрения. В конце концов решено было пустить песню в эфир — пусть ее оценят сами радиослушатели.
И вот началась передача, где должна была впервые прозвучать песня «Два Максима». У микрофона выступал не профессиональный певец, а тоже Максим — герой известной кинотрилогии «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» — популярный киноартист, ныне народный артист СССР Борис Чирков. Сначала он спел «Крутится, вертится шар голубой», потом обратился с теплым приветствием к фронтовикам, а закончил свое выступление новой песней о тезках Максима.
После передачи стало ясно, что спор о песне решен. На радио приходило много писем от фронтовиков с просьбой повторить песню, бойцы обещали драться так же, как сражается Максим-воин вместе со своим пулеметом.
Позже «Два Максима» записал на пластинку певец Г. Виноградов. Песню часто передавали по радио, особенно после сообщений об удачных действиях наших войск.
— Нередко,— вспоминает композитор,— собравшиеся у репродукторов говорили: «Сегодня на фронте дела, видно, хороши, опять «Максимов» передавали…»
Это была лучшая похвала песне.
Источник: Луковников А. Е. Друзья-однополчане. Москва, 1980
Песня «Два Максима». Ноты
Инструмент: ноты для голоса и аккорды;
Тональность: ля-минор;
Уровень сложности: начальный;
Источник: Луковников А. Е. Друзья-однополчане. Москва, 1980.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Два Максима». Текст
На границе шумели березки,
Где теперь пришлось нам воевать,
Там служили-дружили два тезки —
Их обоих Максимами звать.
Был один — пулеметчик толковый
(Познакомьтесь с Максимом моим!)
А другой — пулемет был станковый
По прозванию тоже «максим».
Крепко связаны дружбою старой,
Принимали грозные бои
Неразлучною дружною парой
Оба тезки — Максимы мои.
Очень точно наводит наводчик,
А «максим», словно молния, бьет.
«Так, так, так!» — говорит пулеметчик,
«Так, так, так!» — говорит пулемет.
От осколка германской гранаты
Не случилось уберечься им:
Пулеметчик был ранен, ребята.
Поврежден пулемет был «максим».
Дни леченья проносятся мимо,
И дружку произведен ремонт,
И опять оба тезки Максима
Возвращаются вместе на фронт.
А на фронте — горячий и хлесткий
Ураганный бой гудит опять.
И опять служат-дружат два тезки,
И обоих Максимами звать.
Снова точно наводит наводчик,
С максимальною силою бьет.
«Так, так, так!» — говорит пулеметчик,
«Так, так, так!» — говорит пулемет.
1941
Песня «Два Максима». Слушать онлайн. Видео
Песня «Два Максима» («На границе шумели березки») Сигизмунда Каца на стихи Владимира Дыховичного. Исполняет Евгений Беляев. Фрагмент фильма-концерта «Поёт Евгений Беляев». 1970-е гг.