14 июня ушёл из жизни советский поэт Алексей Сурков (1899—1984).
Песня «Конармейская» братьев Покрасс на стихи Алексея Суркова. История создания
Невысокий пожилой человек приветливо и как-то застенчиво улыбнулся зрителям и заторопился к роялю. Он был как будто немного неловок, но когда сел к инструменту и руки вдруг легко и стремительно легли на клавиатуру, это обманчивое ощущение исчезло.
Мы — красная кавалерия,
и про нас
Былинники речистые
ведут рассказ…
Ее узнали сразу же — знаменитую песню о героической Первой Конной армии.
… В Киеве, в подвале дома № 11 по Васильковской улице, жила до революции семья мелкого служащего Якова Покрасса. Было в этой семье одиннадцать детей.
Надо ли говорить, что нужда заставляла быть предельно изобретательными.
Эту «изобретательность» Покрассов вскоре почувствовал на себе богатый владелец музыкального магазина Леон Идзиковский. Он был не очень силен в музыке, но хотел прослыть покровителем искусства и иногда поощрял молодых неизвестных сочинителей романсов. А вдруг откроет новое имя?
Два четырнадцати-пятнадцатилетних юнца просто замучили его: они чуть не каждый день прибегали с новыми романсами.
И вот сегодня он был вынужден взять у них два свежих «опуса». Когда они показывали свои творения, к магазину подъехала на шикарном фаэтоне какая-то важная дама; вуаль закрывала ее лицо. Прослушала, а потом, всплеснув руками, заохала: «Какие талантливые дети! Обязательно приобретите, господин Идзиковский, эти прелестные романсы! Я скажу всем своим знакомым, и они немедленно раскупят тираж!»
Не знал немного сбитый с толку издатель, что этой дамой была… мать сочинителей — братьев Дмитрия и Самуила. Они и в самом деле оказались небесталанными. Их романсы «Эта роза стыдливая чайная» и «Мичман Джонс» в одно время вдруг стали самыми модными салонными песенками, обошедшими чуть ли не всю Россию!
Как же объяснить, что это они же спустя несколько лет создали, может быть, самые лучшие, самые боевые песни гражданской войны? Самуил Покрасс написал песню «Красная Армия всех сильней», а Дмитрий Покрасс — «Мы — красная кавалерия». Как произошел этот невероятный перелом, этот удивительный взлет духа?
Это может объяснить, нет, даже целиком взять на свой счет самое великое чудо — Революция!
… В начале 1920 года Первая Конная армия освободила от белогвардейцев город Ростов-на-Дону. Среди тех, кто с восторгом встречал красных конников, был двадцатилетний музыкант Дмитрий Покрасс. Загоревшись желанием немедленно написать о них песню, он обратился к довольно известному тогда поэту А. Френкелю, который несколько загадочно подписывался под своими стихами — Д’Актиль. В удивительном творческом порыве — иначе не скажешь — они сочинили своеобразный гимн буденновцам.
Песня родилась, теперь надо было показать ее тем, кому она посвящена. Не без робости шли авторы в гостиницу «Палас», где размещался штаб армии. Песню принимали прославленные герои гражданской войны Ворошилов, Буденный, Пархоменко, Морозов, Щаденко. В пустом зале зазвучало пианино и взволнованный голос Покрасса запел:
… Веди ж, Буденный, нас смелее в бой!
Пусть гром гремит,
Пускай пожар кругом.
Мы — беззаветные герои все,
И вся-то наша жизнь есть борьба!
Песня понравилась сразу и безоговорочно, авторам даже простили такой огрех, как совпадение сильной музыкальной доли с безударной гласной в слове «кавалерия». Решено было принять песню на вооружение Первой Конной. Но это не все. Вошел в ряды красных конников и сам автор музыки. В документе, выданном Покрассу, значилось, что он является «бойцом-композитором» Первой Конной. Ему выдали шинель, буденовку, все, что полагается бойцу, а в обозе появилась специальная телега, на которую было водружено пианино.
На привалах, митингах, собраниях, концертах звучала эта песня и многие другие, которые без устали писал о славных делах конников боец-композитор. Эти песни обгоняли армию, казалось, их разносила сама степь — их знала вся страна.
С тех пор прошло много лет. Рождались новые песни, которые жили словно сами по себе, независимо от автора. А он как бы ушел в тень. Но вот в один из больших праздников он вышел перед слушателями на эстраду, чтобы напомнить о себе, а вернее, напомнить о своих песнях. Что же знает о них молодежь, сидящая в зале?
… Не успели стихнуть аплодисменты, как композитор заиграл и запел следующую песню, вернее, только отрывок из нее, самое начало:
Не скосить нас саблей острой,
Вражьей пулей не убить…
Аплодисменты.
То не тучи — грозовые облака
По-над Тереком на кручах залегли…
Снова аплодисменты.
Дан приказ: ему — на запад,
Ей — в другую сторону…
Судя по овациям, молодежь знала эти песни! И рукоплескания похожи на взрывы — звук почти сразу гаснет, наступает тишина. Люди боятся упустить мелодии, быстро сменяющие друг друга.
Улыбаясь, глядя в зал, композитор поет:
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля…
Молодежь вместе с композитором одну за другой напевала его песни. Ведь все они хорошо известны и любимы многими поколениями советских людей. Давно эти песни стали, по существу, народными, такими, когда уже часто не помнят, кто их автор. Но вот сегодня они как бы возвращались из зала к этому человеку. В удивленных глазах молодых людей благодарность: так вот он каков — творец знаменитых песен!
— И еще была песня, — говорит композитор, не снимая рук с клавиш:
По военной дороге
Шел в борьбе и тревоге
Боевой восемнадцатый год…
… Дмитрий Покрасс отдыхал в сочинском санатории. Лежал в комнате — болела нога. Попросил соседа купить газету.
Когда развернул «Правду», в глаза бросились строчки стихов: «… Среди зноя и пыли мы с Буденным ходили…»
Забилось сердце: это же все мое! И запел тихонько откуда-то из глубины души выплывшую мелодию. Бросился к роялю, забыв о больной ноге.
Вечером весь санаторий пел новую песню — «Конармейскую».
Когда композитор приехал в Москву, песня уже сама встречала его на вокзале. Отдыхающие, вернувшиеся раньше него, разнесли песню по городу.
Песни Дмитрия Покрасса… Но мы знаем и авторов песен братьев Покрасс — Дмитрия и Даниила. В чем тут дело?
В семье Покрассов было еще два брата-музыканта — Даниил, ставший композитором, и Аркадий, пианист. Каким же образом братья составили «композиторский дуэт»? Я спросил об этом Дмитрия Яковлевича.
— Брат моложе меня на шесть лет, и мы стали вместе с ним писать песни с 1933 года. Как мы сочиняли? Очень просто. Он, например, пишет куплет, а я — припев. Чаще же каждый писал все, а потом вместе обсуждали, отбирали наиболее удачное. Хотите узнать, как мы написали песню «Если завтра война»?
Пригласил нас к себе Климент Ефремович Ворошилов — меня с братом и поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Было это в 1938 году. «А если завтра война, — говорит нарком, — что у вас есть на этот случай?» Конечно, подразумевает — на песенном фронте. Предложил подумать.
Василий Иванович так за эти слова наркома и ухватился: «Если завтра война, если завтра в поход, если темная сила нагрянет…» Мы с братом быстро сочинили мелодию. Ему лучше удался запев, а мне припев. Помню, когда мы в первый раз показывали песню Василию Ивановичу, поэт вышагивал по комнате, примерял песню к походному маршу…
Во время Великой Отечественной войны Даниил и Дмитрий Покрассы создали немало боевых патриотических песен, начиная с «Трех братьев» («Один пехотинец, другой смелый сокол, а третий отважный танкист…») и кончая «Казаками».
Когда наступил конец войне, каждый композитор искал художественный образ, который бы выразил великую радость советских людей от одержанной победы над врагом. И каждый это сделал по-своему. И. Дунаевский спел песню под радостный стук колес поезда — «Ехал я из Берлина по дороге прямой…», в ритме стремительного движения построил свою песню «Давно мы дома не были…» В. Соловьев-Седой. Широким лирическим вальсом пролилась над обновленной весенней землей песня М. Фрадкина «Вернулся я на родину…» Покрасс остался верен своей прежней любви — коннице.
Под мерный цокот копыт неторопливо, с достоинством звучат слова:
По берлинской мостовой кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой, кони-дончаки…
И с лихим молодецким посвистом вырывается припев:
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину наши казаки!
И после войны, после смерти брата Даниила, Дмитрий Яковлевич продолжает писать песни для любимой армии. Конечно, пишет композитор и невоенные песни. Нельзя не вспомнить, что более тридцати лет Дмитрий Покрасс руководил джаз-оркестром Центрального Дома культуры железнодорожников.
… Зал чутко ловил песни, мгновенно узнавая их. И вдруг все это предстало как бы одной мелодией, одной прекрасной песней, в которой открылся неповторимый композиторский почерк, особая задушевная лирическая «покрассовская интонация», которую не спутаешь ни с какой другой.
А песня звучала:
Три танкиста, три веселых друга, —
Экипаж машины боевой…
Эту песню и сейчас знают и любят, хоть пошел ей не один десяток лет. Особенно хорошо поют ее в строю танкисты.
Песни Дмитрия Яковлевича всегда молоды, задорны. В семьдесят лет композитор написал удивительно боевую, наступательную песню «Марш-БАМ». По-своему, по-композиторски откликнулся Д. Покрасс на призыв Ленинского комсомола к юношам и девушкам страны включиться в ударную стройку Байкало-Амурской магистрали. С его песней комсомольцы поехали на БАМ.
… В рабочем кабинете композитора на стенах много фотографий: портреты известных композиторов, деятелей искусства, военачальников, космонавтов. На видном месте — снимок Буденного с Покрассом.
И еще один хорошо знакомый портрет с подписью: «Дорогой мой друг, Митя Покрасс. Твое музыкальное творчество о нашей совместной борьбе за советскую жизнь глубоко сидит в моем сердце, и я рад об этом тебе сообщить. Твой К. Ворошилов».
За свои героические песни народный артист СССР Дмитрий Яковлевич Покрасс был удостоен Золотой медали имени А. В. Александрова, выдающегося советского композитора, автора знаменитейшей песни «Священная война».
Хорошие песни не забываются, они возвращаются вновь и вновь, если в них вложена жизнь. Жизнь, посвященная Революции!
Источник: Г. Пожидаев. Конармейская. // Рассказы о песнях. Москва, 1985.
Песня «Конармейская». Ноты
Инструмент: ноты для голоса и аккорды;
Тональность: фа минор;
Уровень сложности: начальный;
Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Конармейская». Текст
По военной дороге
Шел в борьбе и тревоге
Боевой восемнадцатый год.
Были сборы не долги,
От Кубани и Волги
Мы коней поднимали в поход.
Среди зноя и пыли
Мы с Буденным ходили
На рысях на большие дела.
По курганам горбатым,
По речным перекатам
Наша громкая слава прошла.
На Дону и в Замостьи
Тлеют белые кости,
Над костями шумят ветерки.
Помнят псы-атаманы,
Помнят польские паны
Конармейские наши клинки.
Если в край наш спокойный
Хлынут новые войны
Проливным пулеметным дождем —
По дорогам знакомым
За любимым наркомом
Мы коней боевых поведем!
1935
Песня «Конармейская». Слушать онлайн. Видео
Песня «Конармейская» («По военной дороге Шел в борьбе и тревоге») братьев Покрасс на стихи Алексея Суркова. Исполняет хор воспитанников Московской военно-музыкальной школы в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижёр — Юрий Силантьев. Запись с авторского вечера композитора Дмитрия Покрасса, посвящённого его 75-летию. Москва. Колонный зал Дома союзов. 1974 г.