1 июня родился Михаил Иванович Глинка (1804—1857), творчество которого высоко ценили многие современники и потомки. Ниже приводятся некоторые мысли о значении Глинки, высказанные крупнейшим советским композитором Дмитрием Шостаковичем.
Мнение Дмитрия Шостаковича о творчестве Михаила Глинки
Значение Глинки для русской музыки
Чем дальше в глубь веков отходит от нас Глинка, тем отчетливее вырисовывается в исторической перспективе величественный облик отца и родоначальника русской музыкальной классики, чей светлый гений озарил весь путь развития нашего искусства. Подобно Пушкину, он обобщил в своем творчестве огромный и многообразный опыт русского народного искусства. Подобно Пушкину, он открыл новую прекрасную страницу в истории отечественной художественной культуры.
Глинка — первый в блестящей плеяде великих русских композиторов, создателей русской национальной школы, прославившей в веках музыкальное искусство нашей Родины, выдвинувшей его на одно из первых мест в истории мировой музыкальной культуры. В послеглинкинском русском музыкальном творчестве нет области, где так или иначе не сказалось бы живительное воздействие Глинки. И в наше советское время в полной мере остается в силе меткое определение роли бессмертной «Камаринской» в развитии русского симфонизма («как дуб в жёлуде»), данное Чайковским. Эту глубокую и верную мысль можно с полным основанием отнести и к русской опере, камерной — вокальной и инструментальной — музыке. Разве не от «Ивана Сусанина» берет свое начало русская классическая опера? А можно ли говорить о русской вокальной лирике, не поставив в качестве высших образцов такие глинкинские шедевры, как «Жаворонок», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье»?
Глинка и русская народная музыка
Когда задумываешься, в чем прежде всего проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки, что явилось главным в той революции, которую он совершил в русской музыке, неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве — о глубочайшем постижении композитором духа народности, о высшем синтезе русской песенности с ярчайшей композиторской индивидуальностью.
Глинка обладал абсолютно безошибочным композиторским слухом, направлявшим его пытливый ум на поиски правды в звуках. Вскормленный с детских лет народной песней, он глубоко понимал образную музыкальную речь своего народа, новаторски смело развивал ее замечательные мелодические богатства в своих сочинениях. Немногие произведения могут сравниться по богатству и красоте мелодий с произведениями Глинки. Сколько прекрасных, душевных мелодий рождено его щедрым талантом — в «Иване Сусанине» и «Руслане и Людмиле», в его неувядаемых симфонических произведениях, инструментальных пьесах и романсах! У него все поет, все дышит песенностью: даже второстепенные полифонические или украшающие элементы насквозь песенны.
Мелодии Глинки не только поют — они р а с с к а з ы в а ю т, они г о в о р я т. Глинка редко прибегал к цитированию народных напевов. Но почти все его темы глубоко народны по духу — они волнуют и захватывают вас жизненностью, поэтичностью, правдой выражения. В этом, я убежден, и заключается великая тайна искусства Глинки, «равно докладного и знатокам и народу». Глинка учит нас верному и глубокому пониманию народного искусства. Великий художник-патриот учит нас служению Родине, человечеству.
Композиторская техника Глинки
Влияние Глинки на русскую композиторскую школу
…Глинка — отец русской музыки. И русская музыка всегда гордилась и будет гордиться своим великим отцом. Оглядываясь назад, видишь, какие богатые плоды принесли нашему народу зерна, посеянные Глинкой. Как великолепно расцвела в лучах его великого гения русская музыка, давшая миру Даргомыжского, Мусоргского, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Мясковского, целое поколение талантливейших композиторов советской эпохи. Долг советских музыкантов — глубоко и вдумчиво изучать творческое наследие Глинки, его мудрые заветы, его взыскательное мастерство.
Источник: Григорьев Л. Г., Платек Я. М. В мире музыки. Календарь 1974. М., 1974