Композитор Глинка. Мнение Шостаковича

1 июня родился Михаил Иванович Глинка (1804—1857), творчество которого высоко ценили многие современники и потомки. Ниже приводятся некоторые мысли о значении Глинки, высказанные крупнейшим советским композитором Дмитрием Шостаковичем.


Мнение Дмитрия Шостаковича о творчестве Михаила Глинки

Значение Глинки для русской музыки

русский композитор Михаил Глинка

Глинка Михаил Иванович (1804—1857) — русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса.

Чем дальше в глубь веков отходит от нас Глинка, тем отчетливее вырисовывается в исторической перспективе величественный облик отца и родоначальника русской музыкальной классики, чей светлый гений озарил весь путь развития нашего искусства. Подобно Пушкину, он обобщил в своем творчестве огромный и многообразный опыт русского народного искусства. Подобно Пушкину, он открыл новую прекрасную страницу в истории отечественной художественной культуры.

Глинка — первый в блестящей плеяде великих русских композиторов, создателей русской национальной школы, прославившей в веках музыкальное искусство нашей Родины, выдвинувшей его на одно из первых мест в истории мировой музыкальной культуры. В послеглинкинском русском музыкальном творчестве нет области, где так или иначе не сказалось бы живительное воздействие Глинки. И в наше советское время в полной мере остается в силе меткое определение роли бессмертной «Камаринской» в развитии русского симфонизма («как дуб в жёлуде»), данное Чайковским. Эту глубокую и верную мысль можно с полным основанием отнести и к русской опере, камерной — вокальной и инструментальной — музыке. Разве не от «Ивана Сусанина» берет свое начало русская классическая опера? А можно ли говорить о русской вокальной лирике, не поставив в качестве высших образцов такие глинкинские шедевры, как «Жаворонок», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье»?


Глинка и русская народная музыка

советский композитор Дмитрий Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975), русский советский композитор, классик русской и мировой музыки XX века. 15 симфоний, оперы «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», «Игроки»; балеты «Болт», «Золотой век», «Светлый ручей»; 15 струнных квартетов; музыка к кинофильмам и другие произведения.

Когда задумываешься, в чем прежде всего проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки, что явилось главным в той революции, которую он совершил в русской музыке, неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве — о глубочайшем постижении композитором духа народности, о высшем синтезе русской песенности с ярчайшей композиторской индивидуальностью.

Глинка обладал абсолютно безошибочным композиторским слухом, направлявшим его пытливый ум на поиски правды в звуках. Вскормленный с детских лет народной песней, он глубоко понимал образную музыкальную речь своего народа, новаторски смело развивал ее замечательные мелодические богатства в своих сочинениях. Немногие произведения могут сравниться по богатству и красоте мелодий с произведениями Глинки. Сколько прекрасных, душевных мелодий рождено его щедрым талантом — в «Иване Сусанине» и «Руслане и Людмиле», в его неувядаемых симфонических произведениях, инструментальных пьесах и романсах! У него все поет, все дышит песенностью: даже второстепенные полифонические или украшающие элементы насквозь песенны.

Мелодии Глинки не только поют — они р а с с к а з ы в а ю т, они г о в о р я т. Глинка редко прибегал к цитированию народных напевов. Но почти все его темы глубоко народны по духу — они волнуют и захватывают вас жизненностью, поэтичностью, правдой выражения. В этом, я убежден, и заключается великая тайна искусства Глинки, «равно докладного и знатокам и народу». Глинка учит нас верному и глубокому пониманию народного искусства. Великий художник-патриот учит нас служению Родине, человечеству.


Композиторская техника Глинки

…Изучающий Глинку — а я не представляю себе музыканта, который не знает и не стремится познать его глубже и глубже, — не перестает изумляться несказанной красоте и силе его мелодики, мастерству полифонии, кристально чистому голосоведению, выразительному многообразию гармонических средств. Во всех жанрах музыкального творчества Глинка двинул искусство на много десятилетий вперед, открыв бескрайние дали, наметив ясные пути развития и совершенствования национальной русской музыки. Достаточно обратиться к партитурам Глинки, чтобы почувствовать неувядаемую молодость и мудрую зрелость его инструментаторского мастерства. Оркестр Глинки не устарел ни в чем. Его удивительные находки в использовании отдельных инструментов, в сочетании тембров, в создании живой «звучащей атмосферы» не утратили прелести новизны и для нашего времени. Вспомним неповторимое звуковое очарование танцев в «Иване Сусанине» и «Руслане», бесконечное тембровое богатство испанских увертюр, «Вальса-фантазии», не говоря уже о гениальнейшей «Камаринской». Рассматривая партитуры Глинки, слушая их живое звучание, в полной мере осознаешь справедливость слов Римского-Корсакова о том, что оркестровка есть творчество.


Влияние Глинки на русскую композиторскую школу

…Глинка — отец русской музыки. И русская музыка всегда гордилась и будет гордиться своим великим отцом. Оглядываясь назад, видишь, какие богатые плоды принесли нашему народу зерна, посеянные Глинкой. Как великолепно расцвела в лучах его великого гения русская музыка, давшая миру Даргомыжского, Мусоргского, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Мясковского, целое поколение талантливейших композиторов советской эпохи. Долг советских музыкантов — глубоко и вдумчиво изучать творческое наследие Глинки, его мудрые заветы, его взыскательное мастерство.

Источник: Григорьев Л. Г., Платек Я. М. В мире музыки. Календарь 1974. М., 1974


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Русская музыка с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>