Личность Великого князя киевского Святослава Игоревича можно назвать знаковой для русской истории. При нём, после завоевания Болгарского царства, русские впервые заявили о себе как о силе, с которой был вынужден считаться даже василевс ромеев (византийский император). Знаменитый русский историк Николай Карамзин назвал его Александром Македонским нашей древней истории.
Но всё это — сухие исторические факты. А как на самом деле выглядел киевский князь Святослав?
Византийский историк Лев Диакон в своей «Истории» (глава IX, 11) оставил нам описание внешности князя при встрече с императором Иоанном Цимисхием после заключения мирного договора под Дористолом в 971 году (отметим в скобках, что византийцы передавали имя «Святослав» как «Сфендослав», а русских называли скифами).
После утверждения мирного договора Сфендослав попросил у императора позволения встретиться с ним для беседы. Государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами.
Лев Диакон. История. Перевод М. М. Копыленко. Издательство «Наука». М., 1988
Приведём также текст примечания советских византинистов М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова к данному отрывку.
Облик киевского властителя должен был производить ошеломляющее впечатление на византийцев, ибо противоречил их собственным нормам самым вопиющим образом: ромеи стригли волосы только по случаю траура или судебного осуждения. Ходить стриженым представлялось уделом шута или фокусника. Усы мужчины, видимо, брили, зато бороды отпускали. Наконец, серьги среди мужчин носили только дети и моряки.
А вот как изобразил встречу Святослава с Цимисхием русский художник Клавдий Лебедев.
Чепуха от византинистов М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова. Какая еще цель пугать византийцев. Какое тупое воображение. Лев Диакон сказал четко: “Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода”. Итого – в киевлян эта прическа была признаком знатности рода. То есть не только князья но и другие люди знатных родов ходили с такими прическами. И не делали они этих причесок специально для похода на Византию. Какие-то совершенно тупые эти византинисты, не понимают простых и доступных описаний. Кстати эта картина плохо описывает внешность Святослава и не соответствует описанию Льва Диакона. Здесь он какой-то старый, тогда как он умер примерно в 30 лет. Кто хочет посмотреть нормальную картину поищите Святослав художника П.Ильина. Там наиболее тщательно воспроизведено с описания Льва Диакона.
БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ, НИКОГДА РУСИЧИ НЕ БРИЛИ ГОЛОВЫ, А ТО, ЧТО КТО-ТО ОПИСАЛ ТАК СВЯТОСЛАВА, ТАК ИЗВИНИТЕ-ЭТО ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОЯВИВШЕГОСЯ НА ГОРИЗОНТЕ, ПОЭТОМУ БОЛЬШЕ ЧЕМ УВЕРЕНА, ЧТО СВЯТОСЛАВ СОБИРАЛ ВОЛОСЫ В ХВОСТ, А АВТОР ЭТОГО БРЕДА ПРОСТО НЕ УВИДЕЛ РУСЫХ ПРИЛИЗАННЫХ ВОЛОС, СЛИВШИХСЯ С КОЖЕЙ.
лично мне нравится несколько не каноничное изображение Святослава художника П.Ильина – http://s.fishki.net/upload/post/201505/26/1545334/04.jpg
а вот от привычного образа с работы Лео Хао как-то тошно уже – http://eskadron.ucoz.com/_pu/0/08055733.jpg