Андрес Сеговия и семиструнная гитара
Семиструнная гитара давно стала одним из символов России и русской культуры. Но это у нас. У них же, т.е. за рубежом, этот инструмент порой воспринимается как ненужная и неудачная модификация испанской шестиструнной гитары. В частности, такого мнения придерживался знаменитый испанский гитарист Андрес Сеговия.
Гитара известна в Испании приблизительно с XIII века. В XVIII века вошла в музыкальный обиход шестиструнная и в то же время семиструнная гитара, которая получила широкое распространение в дореволюционной России и стала, можно сказать, культовым инструментом русской культуры.
Среди русских гитаристов было много таких, которые одинаково хорошо владели и тем и другим инструментом. Достаточно вспомнить такого виртуоза семиструнной гитары, как Сергей Орехов, игравшего и на шестиструнке. Среди же зарубежных исполнителей, наверное, практически невозможно найти гитариста-семиструнника. Более того, нередко можно услышать весьма нелестные отзывы о русской гитаре.
Так, посетивший Советский Союз в 1926-м году известный испанский гитарист Андрес Сеговия, отозвался об этом инструменте следующим образом.
Меня спрашивали, почему я играю на 6, а не на 7 струнах. Можно спрашивать, почему виртуозы на скрипке и виолончели играют не на 5, а на 4 струнах. Все возможности игры на гитаре заключены в 6 струнах; лишняя струна, усиливающая бас, нарушает равновесие традиционного объема гитары и не придает никакой легкости. Впрочем, прибавление струн всегда производилось дилетантами, которым следовало бы серьезнее работать над техникой инструмента и не довольствоваться треньканьем нескольких банальных мотивов. Я бы им посоветовал прибавить палец на руке, чем струну на гитаре.
Источник: Вольман Б. Л. Гитара в России. Ленинград, 1961. Стр. 18—19
Вот так, весьма безапелляционно, отозвался знаменитый испанский гитарист-виртуоз о «подруге семиструнной». Наверное, зря.