Поэт Капнист, композитор Сарти и русская народная песня
Сегодня, как, впрочем, и всегда, можно услышать много нелестных слов в адрес русской народной песни. Мол, что путного может сочинить и исполнить неграмотный деревенский мужик, не имеющий ни малейшего представления ни об исполнительском мастерстве, ни об искусстве композиции? Такой точки зрения в основном придерживаются не слишком образованные снобы, музыкальный кругозор которых ограничивается двумя-тремя произведениями популярной классики. Настоящие же знатоки и ценители хорошей музыки испытывают неизменные изумление и восторг, когда им случается в первый раз услышать народное пение. Об одном из таких случаев, произошедшем с итальянским композитором Джузеппе Сарти, рассказывает русский поэт и драматург Василий Васильевич Капнист.
Случилось раз, что у друга моего собравшиеся родственницы и приятели пели простонародную песню «Высоко сокол летал»; в то самое время входит известный превосходными музыкальными сочинениями Сарти; он останавливается, слушает со вниманием; наконец примечают его и перестают петь. Он осведомляется об имени сочинителя и получает в ответ, что это простонародная русская песнь. Удивленный, просит он о повторении оной. Превознося похвалами отменного музыкального рода сочинение сие, удивляется искусству поющих столь, по мнению его, трудный хор. Ему отвечают, что ничего нет легче, и что простонародные певцы поют оный с такою же точностью. Сему ученый музыкант никак верить не хочет. Спустя час просят его выйти на широкий двор, где 12 гребцов пели хор сей. В изумлении почтенный Сарти перебегает от одного певца к другому, вслушивается, и по окончании песни признался, что был свидетелем делу неимоверному; что по грубости голосов невозможно было предположить такой точности в исполнении; тем более, что певцы, каждый особенно, не наблюдали в напеве своем определенных каждому голосу нот, но часто переменяли оные, без нарушения общего стройногласия в хоре. Он уверял, что для изучения оного нужно было бы лучшим итальянской оперы певцам употребить целую неделю, по написанным на каждый голос нотам; но что спеть столь трудный хор без наблюдения оных почитал невозможным.
<…>
Вопрошается теперь, каким чудом невозможность сия преодолевается простонародными русскими певцами?
Источник: Н. Кулаковская, Л. Кулаковский. За народной мудростью. Рассказы о русском фольклоре. М. 1975. Стр. 55—56.
Ну и в заключение, чтобы ни у кого не вызывала сомнение компетентность итальянского копозитора, приведём его краткую биографию и послужной список.
Джузеппе Сарти
Сарти (Sarti) Джузеппе (крещен 1 декабря 1729, Фаэнца — 28 июля 1802, Берлин) — итальянский композитор, дирижер, педагог. Почетный член Петербургской АН (1796). Ученик Дж. Б. Мартини. Работал в городах Италии, в Копенгагене. С 1752 года директор оперного театра в Фаэнце. С 1775 года директор консерватории в Венеции; с 1779 года регент капеллы Миланского собора. С 1784 года работал в России (придворный капельмейстер); в 1787—1791 гг. состоял на службе у Г. А. Потемкина. Является автором ряда опер («Король-пастух», 1753; «Юлий Сабин», 1781; «Два спорщика», 1782; «Утешенные любовники», 1785; «Мнимые философы», 1785; «Кастор и Поллукс», 1786; «Армида и Ринальдо», 1786 и др.), кантатно-ораториальных сочинений, духовных концертов и др. Среди его учеников — Л. Керубини, С. И. Давыдов, С. А. Дегтярев, Д. Н. Кашин.