Песня «Священная война»

Главная песня Великой Отечественной

один из символов Великой Отечественной войны

Фотография, ставшая одним из символов Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года — ровно 75 лет назад — началась Великая Отечественная война, музыкальным символом которой стала песня композитора Александра Александрова на стихи поэта Василия Лебедева-Кумача «Священная война» («Вставай, страна огромная»). О ней наш сегодняшний рассказ.


Песня «Священная война». Текст

художник Тоидзе. плакат «Родина-мать зовёт!»

Плакат советского художника И. М. Тоидзе (1902—1985) «Родина-мать зовёт!» (1941)

Пожалуй, нет такого человека, который бы не знал эту песню по первой строчке «Вставай, страна огромная». Но, наверное, не все помнят её целиком. На всякий случай напомним полный текст «Священной войны», интересный с точки зрения употребляемых в нём поэтических образов, весьма отличных от образов традиционной советской патриотической песни.


Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

ПРИПЕВ:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война.

Как два различных полюса
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

ПРИПЕВ

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

ПРИПЕВ

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

ПРИПЕВ

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

ПРИПЕВ

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

ПРИПЕВ

Встает, страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

ПРИПЕВ

1941


Песня «Священная война». История создания

Не менее интересна и история создания песни «Священная война».

«… Хор запел. Пастухов, знавший меру своей музыкальности, был все же памятлив на доход­чивые напевы и с первых тактов песни признал ее новой, никогда не слышанной. Да и не стали бы армейцы так бушевать, требуя повторения песни, коль она была бы давно знакома, не стали бы ее так слушать. А слушали они жадно, словно припали к роднику иссохшими губами.
… Но наперекор разности лиц было в них нечто единящее, и оно вспыхивало общим отзывом, когда хор начинал повторять припев. Он был торжествен, как гимн, призывен, как походный марш. По залу пролетело едва приметное шеве­ление в ответ на музыку голосов, и все больше ртов неслышно вторило ей… Пастухову уже казалось, что он поет вместе с хором, вместе с залом — поет с Красной Армией, повелительно чеканящей от слова к слову новую песню:

Идет война народная,
Священная война…»

Этот отрывок из романа Константина Федина «Костер» почти с документальной достоверно­стью передает картину первого исполнения «Священной войны» на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года.

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Крас­ная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смер­тный бой…» Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве чернови­ки говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до веро­ломного нападения гитлеровских полчищ Лебе­дев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать…


Советский композитор Александров

Советский композитор Александр Васильевич Александров (1883—1946)

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произ­вело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

— Будем разучивать новую песню — «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни — печатать не было времени! — а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день — на репетицию с орке­стром, и 27 июня — премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Читателя, наверно, удивит, как в такой необы­чайно короткий срок удалось создать песню, которая навсегда вошла в историю как одна из лучших песен военных лет, как одна из самых удачных героических песен нашей эпохи? Но если мы проследим творческий путь ее авторов, то нам многое станет ясным.


советский поэт Лебедев-Кумач

Советский поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898—1949)

Василий Иванович Лебедев-Кумач еще в годы гражданской войны был автором многих красноармейских песен. В годы мирного стро­ительства его стихотворения «Песня о Родине», «Москва майская», «Если завтра война» и мно­гие другие, положенные на музыку, стали поистине народными песнями.

В творчестве Александра Васильевича Алексан­дрова военной песне принадлежала основная роль. Будучи руководителем Ансамбля красно­армейской песни и пляски, он написал десятки прекрасных, подлинно патриотических произве­дений.

Творческая дружба этих двух выдающихся ху­дожников началась еще в довоенное время. Им принадлежит «Гимн партии большевиков», му­зыка которого впоследствии стала музыкой Государственного Гимна СССР. Так что «Свя­щенная война» явилась как бы результатом их многолетнего содружества.

Но вернемся к премьере. Ветераны ансамбля вспоминают, как это было.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен).

Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успе­ли получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полага­ется фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевы­струганных досок помост — своеобразная эстра­да для выступления. Артисты ансамбля подня­лись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие коман­ды, звуки радио.


Советский военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Советский военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы. 1941 г.

Слова ведущего, который объявляет, что сей­час впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимает­ся рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает… Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазву­чал второй куплет, в зале наступила абсолют­ная тишина.

Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах…

Песня утихла, но бойцы потребовали повторе­ния. Вновь и вновь — пять раз подряд! — пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом. Ее пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пе­щере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яро­стно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли… И вдруг из глубины подземелья послы­шалась песня:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!..

Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру… Не сдались советские воины ненавистному врагу.

«Священная война» звучала во многих странах мира. Несколько лет назад Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили начать кон­церт «Священной войной», хотя не чувствовали особой уверенности, что песня дойдет до слу­шателей: уж больно далеки они были от собы­тий второй мировой войны. Успех был ошелом­ляющий. На следующий день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяже­лую дорогу к Берлину, к победе. В этом они были правы!

Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках — песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

Источник: Священная война // А. Е. Луковников. Друзья-однополчане. М., 1980


Песня «Священная война». Аккорды для гитары, бой, перебор, табулатура

С музыкальной точки зрения песня представляет собой марш, написанный в нехарактерном для него трёхдольном размере (3/4). В скобках заметим, что размер марша — 2/4, в размере 3/4 написано подавляющее количество вальсов. Эта метроритмическая особенность придаёт песне эпическую серьёзность, не создавая при этом монотонности традиционного марша.

Гармония песни подчёркивает замысел поэта — создать контрастные образы Добра и Зла. Запев написан в миноре. Гармоническая последовательность запева: Am—Dm—Am—E7—Am—Dm6—E7—Am—Dm—Am—E7—Am. В припеве происходит модуляция в параллельный мажор: G7—C—G7—C—Dm6. Заключительная часть возвращается в минор: E7—Am—Dm—Am—E7—Am.

Подробнее здесь:

Аккорды для гитары, бой, перебор
Табулатура


Песня «Священная война». Слушать онлайн

Запись с концерта, посвящённого 70-летию ансамбля (1998). Дирижёр — Виктор Фёдоров.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Гитара, История, Отечественная война, Советская музыка, Советская песня, Советский человек с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>