Русский народный календарь. Январь

Январь. Народный календарь, пословицы, поговорки, приметы, обычаи, традиции

Ну, вот и наступил первый день нового 2014 года от Рождества Христова, а вместе с ним — второй месяц зимы, январь, со своими приметами, обычаями, обрядами, традициями и поверьями, которые сохранил для нас русский народный календарь.


Январь-просинец

русский народный календарь. Название месяцев

Русский народный календарь. Древнее и современное название месяцев.

Январь на Руси — самый холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе, когда впереди ещё будут морозы, но и весна уже не за горами. Корова попеременно греет на солнце бока, найдя место, недосягаемое для холодных ветров, а цыган спешит продать шубу, пока она в цене, чтобы впоследствии изнывать от холода.

На Рождество цыган шубу продает, а потом дрожжами торгует.

Длиннее, светлее становятся дни. Вначале прибавка света невелика, но и помалу ее набегает к концу января около полутора часов. Глухозимье постепенно, незамет­но перейдет в февральскую весну света.

Январь прибавил дня на куриный переступ.

В высоченном небе редеют куртинки далеких обла­ков. В лютые дни солнце словно в столбах, ярких, как само светило. Иногда кажется, что оно с ушами, в рука­вичках или в кольцах. Все это признаки устойчивых морозов…

На оконных стеклах распластался папоротник. Затейник-мороз тщательно вывел мозаику перистого листа, набросал разво­ды орнамента. Ледяной букет составлен по мотивам нашего леса. А назавтра глянь — рисунок другой: стекло заслонила хрустальная пальмовая ветка. Трескун на выдумку тороват, но к папоротникам и пальмам расположен неизменно.

Небо становится синее и как бы выше. За эту особенность январь в Древней Руси называли «просинец».


Имя месяца

Слово «январь» пришло к нам из Древнего Рима. Именно так называли римляне первый месяц своего календаря, посвящённый Янусу — богу входов и выходов, дверей и всякого начала.

У древних славян названия месяцев были тесно связаны с наблюдавшимися в это время года явлениями природы, крестьянскими работами. В Древней Руси январь величали словом сечень, которое соответствует польскому стычень (однокоренному глаголам тыкать, ткнуть). С этим именем наши предки могли соединять мысль о переломе зимы   (половина зимы к середине января проходит), который, по народному поверью, происходит именно в январе, «рассечении» зимы на две половины, или же мысль о треску­чих, жестоких морозах.

Другое древнее имя января — просинец. Название это про­изводят от слова «просинь» или «синь» (одного корня с глаголом сиять) и видят в нем указание на возрож­дающееся солнце, так как дни в январе начинают замет­но увеличиваться (проясняться), а на фоне синего неба всё чаще появляется яркое солнце.

Холоден и студен январь, льдистый месяц. Отсюда у него такие наименования: «студзень» — в Белоруссии, «ледень» — в Чехии, «студеният» и «ловзаец» — в Бол­гарии.

К концу января день в средней полосе страны при­бавляется на полтора часа. Ночь отступает перед све­том. Его нарастание чувствуют спящие под снегом буто­ны ранневесенних цветов. Это близкое родство первого месяца года с весной народ отметил поговоркой: Ян­варь — весне дедушка. Не потому ль на новогодних праздниках Деда Мороза сопровождает юная дочь вес­ны — Снегурочка?


Январский календарь

Издавна, наблюдая за явлениями природы, русский народ передавал свои наблюдения из поколения в поколение в виде примет, а старинные языческие верования до сих пор сохраняются традицией крестьянских праздников. Обо всём этом говорит нам русский народный календарь. Вот его январские дни (все даты указаны по новому стилю — григорианскому календарю; в скобках указаны соответствующие им числа по старому стилю — юлианскому календарю).

1 января (19.12) — Вонифатий. В русском народе Святой Вонифатий известен как целитель от пьянства, ему молятся об избавлении от этого недуга. Также в этот день поминали Илью Муромца и славные подвиги всех защитников Отечества.

2 января (20.12) — Игнатий Богоносец. Святой Игнатий оберегал крестьянский дом и добро от всякой напасти. Ему служили молебен, вокруг села обносили крестным ходом иконы, а затем кланялись своему дому. Это был также яблочный день. Полагалось трясти яблочные деревья, освобождая их от снега и инея, чтобы в будущем получить хороший урожай.

3 января (21.12) — Петр Полукорм. Этот день получил в народе название Полукорма, потому что к этому времени половина заготовленного на зиму для скота кор­ма бывала им съедена. В этот день пересчитывали стога сена, обходили овины и амбары с хлебом, пытаясь угадать, хватит ли запасов до будущего урожая; «кормили» (проверяли) сусеки и «торкали» (ворошили деревянной лопатой) зерно. Кроме того, зерно «наслушивали» приложив к нему ухо. Гудение зерна предвещало неспокойное лето.

4 января (22.12) — Анастасия Узоразрешительница. Христианское предание гласит, что Святая Анастасия получила своё прозвище за то, что помогала узникам древнеримских темниц во время гонений Диоклетиана. Русский народ сделал её покровительницей рожениц. 4 января ей молились об успешном разрешении от бремени. В этот день узорницы (вышивальщицы) вышивали узорочье — специальное полотенце, которое считалось, по народному поверью, своеобразным оберегом для беременной и её будущего ребёнка.

5 января (23.12) — Федул. Пришёл Федул — ветер подул. Ветреный день на Федула был к хорошему урожаю в наступающем новом году. В этот день отгоняли нечистого от людей и скота. Пекли постные лепёшки и по частям скармливали скотине.

6 января (24.12)Рождественский сочельник. Канун Рождества Христова называется сочельником или сочевником. Название происходит от слова «сочиво» — сок из семян, которым приправляли одноимённое блюдо (постную кутью из обваренных зёрен пшеницы с мёдом и фруктами). В дни сочельника кутью предписывалось употреблять в пищу православным христианам, которые «до первой звезды» садились за постный стол, накрытый в родительском доме. Стол к ужину осыпался сеном, а поверх стелилась белоснежная скатерть. С наступлением 7 января пост заканчивался, и на столе появлялись мясные блюда. Под Рождество скот обильно кормили, а во дворе жгли навоз и солому, чтоб родители на том свете согревались. В рождественский сочельник дня прибыло на куриную ступню.

7 января (25.12)Рождество Христово. 7 января (25 декабря по старому стилю) начинался главный зимний праздник Древней Руси — Рождество Христово. Вместе с ним начинались Святки — время от Рождества до Крещения, т. е. с 7 по 19 января по новому стилю. Это был своеобразный русский карнавал сродни византийскому празднованию календ, когда люди надевали маски, заходили в незнакомые дома с весёлыми песнями, принимая участие во всеобщем пиршестве и требуя награду за свои выступления. На Руси также существовал подобный обряд. Здесь он получил название колядования. Многочисленные ряженые ходили от дома к дому, исполняя величальные рождественские песни — колядки, в которых было пожелание счастья и благополучия для той или иной семьи и просьба о вознаграждении за это пожелание. Другой неизменный атрибут Святок — гадания. Дело в том, что Рождество было приурочено к празднику зимнего солнцестояния, когда, согласно древним языческим религиям, происходила смена жизненных циклов, разрушение старого и возникновение нового миропорядка, а в природе ненадолго воцарялся первозданный хаос. В это время потусторонний мир становился особенно близок земному. Поэтому, с одной стороны, можно было легко стать жертвой козней различных выходцев с того света, с другой же, узнать свою судьбу, прибегнув к магическому ритуалу — гаданию. Святки на Руси делились на два периода: от Рождества до Васильева дня (7 —14 января, 25 декабря — 1 января по старому стилю) — Святые вечера, и от Васильева дня до Крещения (14 —19 января, 1—6 января по старому стилю) — Страшные вечера. Наиболее благоприятным временем для гадания считались Рождественский сочельник (06.01 по новому стилю, 24.12 по старому стилю), Крещенский сочельник (18.01 по новому стилю, 05.01 по старому стилю), а также Васильев вечер (13.01 по новому стилю, 31.01 по старому стилю).

8 января (26.12)Бабьи каши. 8 января Русская православная церковь прославляет и благодарит Богородицу, а сам праздник носит название Собора Пресвятой Богородицы. Однако в народе он известен как Бабьи каши, потому что в этот день русские женщины ходили проведать рожениц. Также было принято поздравлять бабку-повитуху своего ребёнка.

9 января (27.12)Степан. Другое название — Степановы труды. На Степана нанимали батраков и пастуха. В пастухи наймешься — вся деревня у тебя в долгу. На Святого Степана каждый себе пан. Лошадей поили через серебро. Также в этот день хозяин дома вытёсывал осиновые колья и ставил их по всем углам двора, чтобы уберечь избу от непрошеного вторжения ведьм и прочей нечисти. Степан колья тешет.

10 января (28.12)Домочадцев день. В этот день было принято собирать у себя гостей и играть в самые разнообразные игры: жмурки, фанты, молчанку и многие другие.

11  января (29.12) Страшный вечер. Такое название связано с тем, что вечером 11 января вся семья, за исключением молодёжи, проводившей время на посиделках, собиралась у домашнего очага. Взрослые постарше забирались на печи и на полати отдыхать, а помоложе — рассказывали детям страшные истории и сказки или загадывали загадки.

12 января (30.12)Анисья. Этот день имеет также и другие названия — Анисья Желудочница или Анисья Порезуха. Название этого дня связано с тем, что 12 января крестьяне обычно резали свиней, а затем варили свиные желудки и свиную требуху. По свиным внутренностям гадали о том, каким будет январь и февраль, и когда снова наступят зимние холода, ударит ли мороз в середине или в конце зимы.

13 января (31.12) Васильев вечер. Другие названия — Щедрец и Маланья. Свинку да боровка для Васильева вечерка. Пе­ред Новогодьем — щедрый вечер, щедрованье, щедровки. В этот день устраивалась наиболее богатая и обильная трапеза. Стряпухи наваривали, нажаривали, напекали поболь­ше снеди: на Маланьины именины ряженые придут — за стол сажать надо, а потом завернуть что получше с собой. Считалось, что щедрый и богатый стол принесёт достаток в течение всего года. Поэтому народ не скупился на угощение, что, кстати говоря, отражает и русская фразеология в пословицах типа «на­готовить, как на Маланьину свадьбу» или «наряжаться, как Маланья на свадьбу». Васильев вечер также считался особенно благоприятным для гадания. На Васильев вечер дня прибывает на ку­риный шаг (на час).

Современное 14 января (01.01)Васильев день, старый Новый год. Васильев день, получивший своё название по имени одного из Отцов Церкви — Василия Великого или Василия Кесарийского, является началом нового года по старому стилю (юлианскому календарю) и современным праздником под названием «Старый Новый год». Однако в качестве такового он никогда не праздновался русскими крестьянами. В этот день поминали Святого Василия, который в народе считался покровителем свиней. Нечиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь подпалит, а Василий Зимний освятит. На стол подавалась Васильева каша и зажаренный целиком поросёнок. Хозяин дома отделял себе голову, давая затем каждому члену семьи по куску, а после обращался к святому с молитвой о благополучии дома, богатом урожае и плодовитости скота. На Василия святочные забавы были в полном разгаре: продолжались колядования и хождения ряженых. В этот день начиналась вторая половина Святок — Страшные вечера, когда девушки особенно усердно гадали о замужестве.

15 января (02.01) Сильвестр. Издревле русские крестьяне верили в лихоманок — потусторонних существ, олицетворяющих собой лихорадку. Лихорадка — не матка, треплет, не жалеет. Уходила, умучила, согнула да скрючила. Считалось, что мороз выгоняет лихоманок из ада, а те ищут пристанища в тёплых избах, не забывая, конечно, и о своих кознях. Поэтому бабушки-повитушки приходили на заре в крестьянскую избу «смывать» лихоманок с притолок. Происходило это на Сильвестра. Гонит Святой Сильвёрст лихоманок-сестёр за семьдесят семь вёрст. Также данный святой считался у крестьян покровителем всяческой домашней птицы. Поэтому 15 января курятники окуривали смолою с девясилом, чтобы нечистая сила кур куриной слепотой не испортила.

16 января (03.01)Малахия. Считалось, что в этот день можно вылечить припадочных людей. Также считалось, что оголодавшие во время своих гулянок ведьмы могли до смерти «задоить» коров. Чтобы этого не случилось, крестьяне привязывали над воротами сальную свечу и обращались к «дедушке домовому» с просьбой позаботиться о своей скотинушке.

17 января (04.01)Феоктист. Считалось, что в этот день чёрт особенно силён в своём желании напакостить добрым христианам. Поэтому, чтобы оградить себя от его козней, полагалось зашить в ладанку чертополох и носить у креста в качестве оберега.

18 января (05.01) Крещенский сочельник. В Крещенский сочельник наступал последний день Коляд. В последний раз ряженые ходили по деревне, а под вечер девушки собирались в какой-нибудь избе погадать о замужестве. В этот день женщины собирали снег, веря в его магические и целебные свойства. Этим снегом можно было отбелить холст, излечиться от многих недугов, а также натереть лицо для пущей привлекательности. Однако сочельник прежде всего должен был подготовить христиан к большому православному празднику. Церковью в этот день предписывается строгий пост: есть дозволяется только кутью, овощные блины, медовые оладьи или любую другую постную пищу.

19 января (06.01) — Крещение. Праздник Крещения завершает двенадцать святочных дней. Главное событие праздника — Водосвятие. В одном из водоёмов с проточной водой делалась прорубь (Иордань), в которой, после молебна и крестного хода, купались все желающие, чтобы излечиться от болезней. В Крещение определяли, каким будет лето и будущий урожай: тёплый день — густой хлеб, холодный и ясный — засушливое лето, много снега и сильные морозы — хороший урожайный год. О крещенских морозах говорили: Трещи, мороз, не трещи, а минули водокрещи. Завтра перезимье о вес­не весть подаст: в стужу почудится желанное времечко.

20 января (07.01) Иван Бражный. Так в народе прозвали Иоанна Крестителя. Дуй, вьюга, не дуй — к Великодню пошло. На Ивана молодухи «запивали» горе немилого супружества, а к родителям невест засылали сватов, чтобы сыграть свадьбу в период от Крещения до Масленицы.

21 января (08.01) Емельян Перезимник. На Емельяна святочные гуляния заканчивались, в гости приходили кум и кума, принося с собой кусок мыла и полотенце — подарки для крестника, а вечером рассказывали сказки и небылицы. Мели Емеля, твоя неделя.   В этот день следили за ветром: подует с юга — по­сулит грозное лето.

22 января (09.01)Филипп. На Филиппа было принято ходить в баню — смывать Святки. В деревнях печи топятся, в банях девки моются, а в добрых людях силы копятся. Хозяйки занимались уборкой дома и стиркой. Ясный день предвещал хороший урожай летом.

23 января (10.01) — Григорий Летоуказатель. На Григория — свои поверья. Делали прогнозы относительно будущего лета, каким оно будет: засушливым или дождливым. Иней на деревьях и стогах предвещал мокрое и ненастное лето.

24 января (11.01)Федосей Весняк или Худосей. Федосеево тепло — на раннюю весну пошло. В этот день пытались предугадать, какой будет весна: ранней или поздней. Оттепель — к ранней весне, морозы — к поздней. Морозы на Федосея часто связывались с кознями нечистой силы. Мороз худ, готовит хлуд. Мужик за порог, а мороз ему поперек.

25 января (12.01)Татьяна Крещенская. В этот день было принято убирать дом после январских праздников и печь хлеб, поэтому его можно назвать днём хозяйки. Старшая в семье женщина пекла большой хлеб и отламывала по кусочку каждому члену семьи. На Татьяну проглянет солнышко — к раннему прилету птиц. Снег на Татьяну — лето дожд­ливое.

26 января (13.01)Ерёма. Ерёма на печи, а кошка в печурке. В этот день по поведению кошки делали прогнозы погоды. Кошка свернулась клубком — к морозу; катается по полу, лежит брюхом вверх и тянется — к теплу; скребёт когтями пол — к метели, а стену — к ненастью.

27 января (14.01)Нина. В этот день проявляли особенную заботу о скотине: чистили, перестилали солому, выбрасывали навоз.

28 января (15.01)Павел. Павел — дня прибавил. Павел взмок — дня приволок. На Павла существовали свои приметы: ветер — к сырому и дождливому году, звёздная ночь — к урожаю льна, тусклые звёзды — к теплу.

29 января (16.01) — Пётр Полукорм. От Петра Полукорма — половина зимнего корма. Крестьяне ходили осматривать амбары. Если хлеба оставалось больше половины, быть урожайному году.

30 января (17.01)Антон Перезимник. На Антона, по народному календарю, проходила половина зимы (перезимник). Хитёр Антон со всех сторон. Ненадолго установишееся тепло обманчиво: ожидай скорых морозов.

31 января (18.01) — Афанасий Ломонос. Он и заканчивает январь. Афанасий — время сильных январских морозов, последних в этом месяце. Афанасий да Кирило забирают за рыло. На морозе и старик вприпрыжку идет. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Также считалось, что в этот день ведьмы летают на шабаш, а после, желая нанести кому-либо вред, влетают в печную трубу. Поэтому знахари и колдуны заговаривали печные трубы, тем самым освобождая односельчан от ведьминых проказ.

Лютует зима, стужи поддает. «Афанасьевские морозы шуток шутить не любят»,— причитал предусмотритель­ный деревенский люд, влезая в кожухи да полушубки. В легкой одежде страсть как холодно. А впереди морозы еще строже. Это не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея-полузимника (04.02), тимофеевских морозцев.


Летопись месяца

Характер этого времени точно выражают пушкинские строки: «Мороз и солнце, день чудесный!…», «…велико­лепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»

…Неустойчивость погоды побуждает нас заглянуть в летописи метеорологии.

Скажем сразу, и прежде январи бывали всякие. В 1011 году целиком замерзло… Черное море. «Морозы очень сильные, снег человеку по грудь»,— читаем в ле­тописи 1481 года. «Великие морозы во всю зиму, и не один день с оттепелью не бывал, и снег паче меры, мно­гие деревни занесло»,— было отмечено в 1557 году.

С давних времен земледельцы не любили крайностей зимы, считали их коварными, предпочитая погоду умеренную. Своеобразной точкой отсчета повсюду служил коренной месяц зимы: «Сохрани себя от теплого янва­ря», «Берегись весны в январе»,— предостерегают посло­вицы. Как показывает статистика погоды, такие опасе­ния не случайны. Лучше уж холода и снега, чем оттепели. В 1472 году зимой в Европе цвели сады, а лето отличалось жесточайшей засухой, в январе 1567 года пахали землю, а в марте поля завалило снегом.

Русская зима, славная трескучими, палящими моро­зами, порой так сникает на оттепелях, что лишь антицик­лон, носитель устойчивого холода, способен выправить зиму. Подобные потепления случаются приблизительно раз в десять лет. Так, в 1925 году температура января повсеместно в стране оказалась выше положенной на 4—7 градусов. Даже севернее Москвы наблюдалось не­бывалое: в январе-трескуне зацвела вестница весны — голубая перелеска.

Да и сравнительно недавно в 1975 году выдалась рекордно теплая зима, а весна была жаркой. Весь год оказался самым теплым за прошедшее столетие: в Москве средняя температура составила 6,7 градуса — чуть ли  не  вдвое выше обычной.

Метеорологи-прогнозисты   проявляют   к зиме свой, вполне определенный интерес. Так, в Белоруссии, например, они подметили, что обычно похолоданию в январе соответствует потепление в июле, и наоборот.

«От снега — богатство»,— в это мудрое прорицание все верят: урожаями подтверждено; «Снега надует — хлеба прибудет», «Снега на землю — тот же навоз», «Снег глу­бок — хлеб хорош». Но при всех превратностях нашей погоды зимой будем благодарны ей за обилие ее снегов. Каким бы ни был наступивший январь, все же веселее: треть зимы позади. Январь хотя и «лютовей», но он же и «бокогрей». И солнца в январе больше: день прибы­вает, погода часто стоит ясная, солнечная. Открывается весна света.


В народе говорят…

Итак, продолжается январь. Ровно держится стужа, не спадает. Постылых оттепелей и в помине нет. Трещит морозный январь, льды-толстяки впросинь красит. С при­бавкой света и холода прибавились.

Январь сухой, снежный да морозный принесет и хо­роший год.

Январь — первенец года, пора снеговеев.
Январь — ледяной месяц.
Январь — месяц ясного неба, лютого мороза, жгучей стужи и снегов-перемётов.
Январь — месяц зверской стужи, прибывающего света.
Январь кроток в солнечном сиянии.
Январь жалит морозами лютобокими, атакует ветрами-снеговеями.
Чем ядренее морозы, тем жарче летние месяцы.
Ясная погода при глубоком снеге — к сильным морозам.
Снег сильно скрипит под ногами, голоса далеко слышны — к стуже.
За снегопадом всегда бывает оттепель.
Бегут по небу громадные облака-корабли, нос которых обращен на север,— наступит потепление.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат — к яс­ной погоде.
Раннее пение петухов в мороз — на оттепель.
В Новый год сильный мороз и малый снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю.
Волнистые облака бегут — к теплу.
Чистый закат — к сильным морозам.
Звезды мерцают — к снегу.
Деревья трещат — к долгим морозам.
Красное солнце заходит в тучу — день будет ясный и морозный.
Деревья в инее — небо будет синее.
Луна светит ярко — назавтра жди ясный морозный день.


Пословицы, поговорки

С январём связано множество примет, обычаев, обрядов, поверий и, конечно же, пословиц с поговорками. Вот некоторые из них.

Зима — хранилица полей.
Зиме — студеная пора, в лету — жаркая страда.
Зимой морозы, а летом — грозы.
Снег пуховый вьется легонько.
Снеговья-то, снеговья — белых крыш окатные оплывы.
Январь жемчугом набогатил новые пути.
Чист в овраге снег густой, светится по-синему.
Баня все исправит — снеговая вода красоты прибавит.
В окнах иньевый овес — знобит мороз.
В лицо мороз дохнет — глаза инеем обведет.


Обычаи, традиции

Древние славяне встречали Новый год песнями и плясками, шутками ряженых и веселыми играми. Этот обряд называется «коляда» — от древнеримского «календа», что означает «первый день месяца».

Разновидность колядок — «щедривки» известны на Украине и в Белоруссии. В раннее новогоднее утро раздавался стук в окно. Хозяева раскрывали двери. «Сею, вею, повеваю!» — приговаривали гости, разбрасывая по избе хлебные зерна. Их сохраняли, а весной заботливо бросали в землю первыми в надежде, что именно они влекут за собой хороший урожай.

Во многих областях России, Украины, Белоруссии и наши дни еще жив обычай ходить по домам с колядками и щедривками. Свои обычаи есть и в других странах. Например, в узбекские кишлаки «снежный дедушка» Карбобо (Дед Мороз) в полосатом халате и тюбетейке въезжает верхом на ослике. Гостя встречает Каркыз (Снегурочка). Черные косички сверкают серебряными снежинками-блестками. Оба шествуют по празднично украшенным улицам, раздавая детишкам подарки. И всюду слышится: «Салам, Карбобо!»

Но всюду, где бы люди ни встречали Новый год, и какие бы обычаи ни были связаны с этим праздником, все дарят друг другу подарки и говорят: «С новым счастьем!»

Источники:
Сахаров И. П. Сказания русского народа. С-Петербург, 1885.
Википедия. Русский месяцеслов.
Мустаев Н. А. Народные приметы: хотите — верьте, хотите — проверьте. Казань, 1987. С. 181—189.

Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике История с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>