Семиструнная гитара в России

Семиструнная гитара

классическая семиструнная гитара образца XIX века

Семиструнная гитара с классическим корпусом, выполненная по образцу конца XIX века из красного дерева, клёна, венге и ели

Своеобразны и самобытны пути развития гитар­ного искусства в России. Будучи пятиструнной, ги­тара была завезена в Россию итальянскими музы­кантами в XVIII веке, однако распространения не получила, оставаясь экзотическим украшением. Позднее, в начале XIX века, русская публика зна­комится с «испанской» шестиструнной гитарой, к тому времени ставшей достаточно популярной в Европе. Представлена она была в России извест­ными зарубежными музыкантами-гитаристами М. Джулиани, Ф. Сором и другими.

Победа в Отечественной войне 1812 года чрез­вычайно ускорила рост национального самосозна­ния, вызвала подъем патриотических чувств и наст­роений во всех слоях общества. Стремительно рас­тет интерес к историческому прошлому Родины, к народному творчеству, в частности к народной пес­не. Широчайшую популярность приобретает город­ской романс. Основываясь на бытовом фольклоре, он представляет своеобразный пласт русской музы­кальной культуры с характерным строем и мело­сом, с присущими только ему выразительными сред­ствами.

Академик Б. Асафьев писал по этому поводу в своей работе «Музыкальная форма как процесс»: «Еще не было психологического реализма с его ана­лизом личной душевной жизни, еще не неистовство­вали романтики, выдвигая культуру чувства, а мас­са уже жаждала слышать „простую речь” и мело­дику сердечную и волнующую; ибо приближалось господство семейственности, чувствительности, культа „простых нравов” простодушных людей и „домашности”, умиления перед природой, тихой созерцательности. Соответствующие всему этому ин­тонации вызвали в музыке романсовый мелос, за­душевный, сердечный; и слова, и мелодия, большей частью не притязавшая на длительное развитие, овеяны были единым интонационным строем — „звучанием от сердца к сердцу”»1.

Появившаяся в последнее десятилетие XVIII века семиструнная гитара своим гармоническим строем и тембровым колоритом оказалась очень близкой природе русской народной песни и возник­шему на ее основе жанру городского романса. Ее использование для сопровождения голоса давало возможность наиболее тонко выявить лиризм ин­тимных переживаний, составляющих основную те­матику городского романса. Лучшие произведения этого жанра, созданные А. Алябьевым, А. Варламовым, Титовыми и другими талантливыми компо­зиторами, вошли в золотой фонд русской музыки.

Русские музыканты, понимая, какие большие возможности заложены в семиструнной гитаре, на­чинают создавать для нее и сольный репертуар. Вначале они перекладывают для нее отрывки из популярных опер и других произведений русских и зарубежных композиторов. Затем создают вариа­ционные циклы, достаточно сложные по фактуре и концертные по характеру, в основу которых кладут народные мелодии. (В качестве яркого примера назовем вариационный цикл А. Сихры на тему рус­ской песни «Среди долины ровныя».) Помимо ва­риаций создаются миниатюры, изящные и мелодичные, трогающие душу простого русского человека. Делаются также попытки создания крупной формы, в частности сонаты, концерта для гитары с ор­кестром.


Андрей Осипович Сихра

русский гитарист-виртуоз Андрей Сихра

Русский гитарист-виртуоз и композитор Андрей Осипович Сихра (1773—1850)

Необычайная популярность семиструнной гита­ры привлекла к ней талантливых музыкантов. Вы­дающаяся роль в создании отечественной гитарной школы принадлежит Андрею Осиповичу Сихре. За­мечательный гитарист-виртуоз, талантливый ком­позитор, он бесспорно является основоположником русской школы игры на семиструнной гитаре.

А. Сихра родился в 1773 году в г. Вильно (тепе­решнем Вильнюсе) в семье учителя музыки. В мо­лодости выступал с концертами как арфист, играл на шестиструнной гитаре. Затем увлекся семи­струнной гитарой, которой посвятил всю свою жизнь. В 1801 году музыкант переселился в Мос­кву, где начал создавать репертуар для семиструн­ной гитары и заниматься со своими первыми уче­никами.

Сихра, талантливый музыкант, доброжелатель­ный и обаятельный человек, вскоре стал кумиром многочисленных учеников и поклонников.

После изгнания Наполеона из России Сихра пе­реезжает в Петербург, который не покидает уже до конца своей жизни (умер в 1850 году). Здесь он, уже зрелый музыкант и педагог, создает свою шко­лу игры на семиструнной гитаре…

А. Сихра был не только талантливым, но и вы­сокообразованным музыкантом. Его высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Варламов, А. Дю­бюк, Д. Фильд и многие другие деятели отечествен­ной культуры. Знаменитый певец О. Петров учил­ся у Сихры игре на гитаре. Биографический сло­варь Русского исторического общества назвал Сихру «патриархом русских гитаристов». Из его учени­ков наиболее известны С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов.

Если Сихра был признан главой петербургской школы семиструнной гитары с характерным для нее строгим «академическим» стилем, то основопо­ложником московской школы по праву считается Михаил Тимофеевич Высотский, жизнь и деятельность которого — еще одна страница в истории рус­ского гитарного искусства.

Из учеников Высотского наибольшую извест­ность получили П. Белошеин, А. Ветров, И. Ляхов, М. Стахович и другие.

Эпоха Сихры и Высотского — «золотой век» русской семиструнной гитары. Ее широкое распро­странение способствовало демократизации музы­кального искусства.

Вариационные циклы русских гитаристов-ком­позиторов созданы на основе русской народной песенности. Этот уникальный пласт русской музы­кальной культуры является важным источником изучения фольклора.

Русская семиструнная гитара, звучавшая в ру­ках талантливых музыкантов, вдохновляла поэтов и писателей на создание прекрасных стихотворных строк.

А. Пушкин назвал гитару «сладкогласной». Слова, полные лиризма, посвященные этому инст­рументу, можно найти и у М. Лермонтова, А. Фета, И. Бунина, А. Григорьева, Л. Толстого, А. Остров­ского, М. Горького.

Гитара изображена на многих картинах русских и западноевропейских художников: В. Тропинина, В. Перова, И. Репина, Ан. Ватто, Б. Мурильо, Фр. Хальса, П. Пикассо и др.

В середине XIX века интерес к гитаре падает не только в России, но и в Европе. Однако в конце XIX — начале XX веков семиструнная гитара начи­нает вновь заявлять о себе. Этому во многом спо­собствовала деятельность музыкантов-энтузиастов, пытавшихся восстановить традиции Сихры и Вы­сотского. Наиболее известными из них были А. Соловьев и В. Русанов.

русский гитарист и педагог Александр Соловьёв

Выдающийся русский гитарист и педагог Александр Петрович Соловьев (1856—1911)

Александр Петрович Соловьев (1856—1911) — видный исполнитель и педагог. Воспитал многих одаренных учеников, таких, как В. Русанов, В. Ус­пенский, В. Юрьев, В. Березкин и других; создал Школу (издана в 1896 году), которая была лучшей в то время.

Валериан Алексеевич Русанов (1866—1918) — известный историограф и пропагандист русской се­миструнной гитары. Им было организовано издание всероссийского журнала «Гитарист» (1904—1906).

В период после Великой Октябрьской социали­стической революции многое сделали для популя­ризации семиструнной гитары М. Иванов, В. Юрь­ев, В. Сазонов, Р. Мелешко. Ими были созданы школы и самоучители для этого инструмента, ори­гинальные сочинения, обработки и переложения, составлены многочисленные сборники. М, Ивановым написана книга «Русская семиструнная гита­ра». Эти музыканты постоянно выступали как со­листы и аккомпаниаторы в концертах, записыва­лись на грампластинки.

В послевоенные годы выросло новое поколение исполнителей на семиструнной гитаре, которое до­стойно продолжает богатые традиции националь­ной исполнительской школы. Среди них: В. Вави­лов, Б. Окунев, Б. Ким, С. Орехов, А. Агибалов. Ре­пертуар семиструнной гитары пополнился за это время сочинениями композиторов Н. Чайкина, Б. Страннолюбского, Н. Нариманидзе, Н. Речменского, Г. Камалдинова, Л. Бирнова и других.

В наши дни наблюдается растущий в мире ин­терес к русской семиструнной гитаре. Выразим на­дежду, что в дальнейшую историю этого прекрас­ного самобытного музыкального инструмента будут вписаны новые славные страницы.


Примечания

1 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., 1971, с. 257.

Источник: Л. Менро, А. Ширялин. Семиструнная гитара. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Гитара, Искусство, История, Народная песня, Русская песня с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Семиструнная гитара в России

  1. Василий говорит:

    Раньше пытался научиться играть на семиструнной гитаре, ничего не получилось. На шестиструнной гораздо лучше получается.

    • Думаю, дело тут в большей популярности шестиструнной гитары. Сам играю на шестиструнке, но, помнится, в период увлечения песнями Высоцкого играл и на семи. Честно говоря, было некомфортно переходить с одной аппликатуры на другую, если, конечно, играть не на трёх “блатных” аккордах. Поэтому, в конечном счёте, остановился на шестиструнке.

Добавить комментарий для Сергей Григорьев Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>