Михаил Матусовский. Биография. Творчество

23 июля родился советский поэт Михаил Матусовский (1915—1990).


Михаил Матусовский. Краткая биография. Творчество

Советский поэт Михаил Матусовский

Михаил Львович Матусовский (1915—1990), русский советский поэт. Стихи в защиту мира, тексты популярных лирических песен («Школьный вальс», «Подмосковные вечера»); сборник стихов и поэм («Не забывай», 1964; «Суть», 1979). Мемуары «Семейный альбом» (1978—1979). Государственная премия СССР (1977).

МАТУСОВСКИЙ
Михаил Львович [10 (23 по новому стилю) июля 1915, Луганск — 16 июля 1990, Москва] — поэт.

Родился в семье фотографа, после окончания семилетки учился в Луганском строительном техникуме, работал на паровозостроительном заводе, печатался (с 1934) в местной периодике. Окончил Литературный институт имени А. М. Горького (1935–1939) и аспирантуру МИФЛИ (1939–41). В 1939 опубликовал, в соавторстве с К. Симоновым, книгу стихов и прозы «Луганчане» о шахтерах — участниках Гражданской войны в Луганске.

В 1940 вышла первая книга стихов Матусовского «Моя родословная». В конце июня 1941 он должен был защищать диссертацию по древнерусской литературе, но на 2-й день войны был мобилизован и направлен на фронт. По ходатайству научного руководителя, академика Н. К. Гудзия, диссертация, в виде исключения, была утверждена в его отсутствие.

Матусовский находился в качестве военного корреспондента на Западном, Северо-Западном, и Втором Белорусском фронтах, был ранен, награжден орденами и медалями. Во время Великой Отечественной войны были опубликованы сборники стихотворений «Фронт» (1942)), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), поэмы «Володя» (1942), «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине» (1943), «Дед», «Янис» (1944) и другие.

Поэзия Матусовского военных лет развивалась в русле документальности, когда в стихотворениях назывались профессии («Снайперская баллада», 1942) и имена героев, осуществляя функцию «лирического репортажа». Традиции поэтической публицистики какое-то время продолжаются и в послевоенные годы, в особенности в произведениях, посвященных актуальной тематике борьбы за мир: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Все, что мне дорого» (1957).

Широкая известность приходит к Матусовскому вместе с обращением к жанру песни (первое произведение в этом жанре — «Сиреневый туман» — было написано им еще в студенческие годы в соавторстве с однокурсником Я. Сашиным). Большинство известных песен Матусовского пришли с экрана — он написал их тексты к нескольким десяткам кино- и телефильмов («Верные друзья», «За витриной универмага», «Сын», «Матрос с „Кометы“», «Огненные версты», «Испытание верности», «Мы за мир», «Запасной игрок», «Трудное счастье», «Битва в пути», «Прощайте, голуби!», «Тишина», «Дни Турбиных» и другие). Матусовский сотрудничал с разными композиторами (с М. Дунаевским — «Не забывай!», «Летите, голуби!», «Пишите нам, подруги», «Поручение», «Школьный вальс» и другие; с В. Соловьевым-Седым — «Подмосковные вечера», «Солдат — всегда солдат»; с М. Фрадкиным — «Прощайте, голуби!», «Вернулся я на Родину»; с Т. Хренниковым «Московские окна»; с О. Фельцманом — «Черное море мое», с А. Пахмутовой — «Отчего?..»; с Б. Мокроусовым — «Вологда» и другие). Но большинство песен Матусовского создано в содружестве с В. Баснером. Их общая работа началась с музыки к кинофильму «Солнце светит всем» и продолжалась до последних дней жизни Матусовского. В вышедшем в 2001 в Санкт-Петербурге альбоме композитора «Белой акации гроздья душистые» из 31 номинаций, вошедшех в сборник, 26 текстов принадлежит Матусовскому. Большинство из них — песни к фильмам: «Они были актерами» («Ах, какие сегодня зарницы!»), «Оборона Севастополя» («Крестики-нолики»), «Контрольная по специальности» («Размышление»), «Цыган» («Кибитка»), «Воскресный папа» («Я помню все это»), «Последний шанс» («Не ищите ландышей») и другие. Есть и 2 исключения — «Старый пляж» и «Парижский шарманщик».

Тематический диапазон поэзии Матусовского очень широк — он включает в себя патриотическую лирику, посвященную родной земле, любимому городу — Москве «Московские окна», «Московские огни», «Московская полька», «По московскому времени», «Улицы Москвы» и др. Но есть и другие — в них определение «места действия» и, соответственно, принадлежности к циклу узнается только из содержания — «Лодочка», «Зеленый огонек» и другие. Большое место занимает в художественном наследии Матусовского опалившая юность война — это и героические балладные песни, и исполненные глубокой внутренней боли песни-реквиемы: «На безымянной высоте», «Баллада о солдате», «Солдатская вдова» и другие. Поэт всегда с пониманием и внутренним тактом относился к своим юным современникам — отсюда молодежная тематика, песни о любви и дружбе, а также элегические песни-воспоминания о собственной молодости, о том, как «это было недавно, это было давно»… Есть у Матусовского и шуточные песни, в которых неподдельный лиризм сочетается с мягким юмором («Поручение» и др.)

Отношение критики к Матусовскому неоднозначно — в ряде его текстов усматривается однообразие художественных решений, изобилие «перечислений признаков», злоупотребление анафорами и рефренами (за это критиковали даже одну из лучших песен Матусовского «С чего начинается Родина», «Балладу о солдате», «Ленинградский метроном», «Летите, голуби!» и другие). Но в целом поэзии Матусовского присущи мужественная простота и задушевность. Особую популярность и долговечность получили детские и школьные песни («Скворцы прилетели», «Вместе весело шагать по просторам», «Школьный вальс» и другие).

Интересна творческая история наиболее популярных песен Матусовского. С. Хентова, например, вспоминает о том, что поэт «не любил придумывать сюжеты, а искал их в реальных событиях, считая, что жизнь неизмеримо богаче любой фантазии» (Рассказы о песнях. М., 1985. С. 61). В песне «На безымянной высоте» имеется в виду реальный бой за высоту у поселка Рубежки Калужской области. Неточность только одна: «из восемнадцати ребят», сражавшихся против 200 фашистов, уцелело не трое, а двое.

«Подмосковные вечера», подобно «Катюше» М. Исаковского, покорили планету, стали своеобразной музыкальной эмблемой сторонников мира в Европе, Америке, Африке — в ряде стран ее стали называть «Спокойной ночи, Земля». До сих пор каждые 15 минут звучит над страной ее мелодия — музыкальные позывные радиостанции «Маяк». На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов «Подмосковные вечера» были удостоены первой премии и Большой золотой медали. До этого на Всемирном конкурсе песни в Берлине третью премию получила «Песня молодежи» Матусовского (музыка И. Дунаевского). На третьем Всероссийском конкурсе молодых исполнителей советских песен в 1980 прозвучало 600 произведений. Первой премией была отмечена патриотическая песня, связанная с историческим прошлым России, — «На поле Куликовом» (музыка Т. Хренникова).

Успех песен Матусовского связан именно с тем, что ему была присуща редкая способность «соответствовать» музыке. Часто сам текст стихотворения содержит выраженную мелодию, такова, например, вальсообразная ритмика песни «Это было недавно…» (кинофильм «Друзья и годы»), перекликающаяся со «Сказками Венского леса». Такова же не повторяющая, но искусно интонированная под старинный романс «Белая акация» песня «Белой акации гроздья душистые…», заслуженно разделившая успех кинофильма «Дни Турбиных» и далеко вышедшая за его пределы.

Текст песен Матусовского менялся. Поэт не оставался равнодушным к новым художественным исканиям времени, к рождению новых форм самовыражения. Не отступая от законов жанра, поэт привносил в свои песни то, что казалось критикам «недоработкой». Повторяемость, нарушения ритма и рифмы оказывались на деле поиском нестандартной художественной выразительности, связанной с отражением специфики времени.

В художественном творчестве Матусовского последнего периода заняла достойное место своеобразная мемуарная проза — «Семейный альбом». Автор, «сын фотографа, имеющего собственное ателье на улице южного города» повествовал о прошлом, о времени и современниках, как бы используя разные виды фотопамяти — карточки профессиональные и любительские, хорошо сохранившиеся и выцветшие. Перу Матусовского принадлежат также сценарии документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964). У Матусовского есть воспоминания о П. Антокольском, М. Светлове, А. Фатьянове, о друзьях-фронтовиках Ю. Севруке, Б. Горбатове и других. Он является автором большого числа переводов — антологии украинской, казахской, туркменской, марийской поэзии, особенно интересны переводы Т. Шевченко, М. Бажана, С. Капутикян и С. Рустама.


Источник: К. Ф. Бикбулатова. Матусовский Михаил Львович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь.


Сочинения Михаила Матусовского:

Подмосковные вечера: Стихи и песни. М., 1960;
Как поживаешь, Земля? Книга стихов и песен. М., 1963;
Не забывай! Песни. М., 1964; Тень человека: Стихи о Хиросиме. М., 1968;
Это было недавно, это было давно / вступительная статья П. Антокольского. М., 1970;
Суть: Стихи и поэмы. М., 1979;
Голоса Равенсбрюка. М., 1979;
Суздальские сказания. Ч. 1–3. М., 1970–1979;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1982;
Семейный альбом. М., 1983; Стихи. Песни. М., 1986.


Литература о Михаиле Матусовском:

Азаров В. Чувство будущего // Звезда. 1948. № 7;
Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М., 1973. [Глава «Воспоминая о войне» и «Лирика, покорившая планету»];
Кондратьев В. Долг поэта, долг солдата // Знамя. 1981. № 2;
Борщаговский А. Проза поэта // Дружба народов. 1981. № 7;
Озеров Л. Время. Жизнь. Поэзия // Новый мир. 1984. № 5;
Луковников А. Соавторы // Советская эстрада и цирк. 1984. № 5;
Доризо Н. Я прохожу по строчечному фронту. М., 1984. С. 225–227;
Хентова С. «На безымянной высоте» // Рассказы о песнях: сб. статей. М., 1985;
Луковников А. «Подмосковные вечера» // Там же.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Советская песня с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>