28 марта родился советский писатель, драматург и поэт Михаил Анчаров (1923—1990).
Михаил Анчаров. Краткая биография. Литературное творчество
Краткая биография
АНЧАРОВ
Михаил Леонидович (28 марта 1923, Москва — 11 июля 1990, Москва] — поэт, прозаик, драматург.
В 1941 с 1-го курса Архитектурного института ушел в армию, был десантником, затем в 1944 окончил Институт военных переводчиков. Воевал в Маньчжурии, был награжден орденом Красной Звезды, медалями.
После демобилизации в 1947 поступил в Московский художественный институт имени Сурикова. Окончив его в 1954, работал художником, переводчиком. Еще в конце 1930-х Анчаров пробовал создавать песни на стихи В. Инбер, Б. Корнилова, А. Грина. После войны он пишет песни на стихи собственного сочинения, достаточно популярные у молодежи второй половины 1950-х — начала 1960-х, например, проникнутый романтической героикой «Марш парашютистов»: «А под нами — дивизия „Эдельвейс“ и „Мертвая голова“ <…> И сказал Господь: „Эй, ключари, / отворите ворота в Сад! / Даю команду: от зари до зари / в Рай пропускать десант“…» Об Анчарове, как об одном из первых бардов, хорошо отзывался В. Высоцкий.
Творчество Анчарова в 1950-е годы
Творчество Анчарова в 1960-е—1970-е годы
В 1968 выходят повести «Сода-солнце», «Золотая жилка Афродиты», «Поводырь крокодила», также образующие своеобразную «фантастическую трилогию». Ее героями становятся те же Аносов, Якушев и Панфилов. Но форма фантастического повествования, пожалуй, предоставляет автору больший простор для осмысления действительности. Анчаров избегает касаться темы современного ему социально-политического неустройства, но его герои то смутно, то более отчетливо ощущают какое-то неблагополучие. Отсюда — их постоянные мысли о Золотом веке, который можно и должно возродить на земле. «Там по синим цветам / бродят кони и дети. / Мы поселимся в этом / священном краю. / Там небес чистота. / Там девчонки как ветер, / там качаются в седлах / и старые песни поют»,— звучит песня в «Поводыре крокодила». Для них, ученых, поэтов, художников, единственной дорогой к Золотому веку является творчество, которое, подобно рембрандтовскому золотому дождю, оплодотворяет жизнь. Творчество же — это служение истине и красоте. Автор осмысляет известную идеологическую формулу «от каждого по способностям, каждому по потребностям» таким образом, что величайшая потребность человека творческого — отдавать людям «по способностям». Но тут возникает проблема востребованности таланта: герои Анчарова хотят жить в таком мире, где бы «ждали, мечтали, надеялись» на проявление их способностей, но действительность не всегда предоставляет им такую возможность. В повести «Поводырь крокодила», пожалуй, лучшей из трилогии, причудливо переплетаются сон и явь, повествование напоминает притчу с аллегорическими вставками. Герой появляется в городе, где не был много лет. «Городок-то ведь ждет… Я не заметил в городе ни любви, ни голода, но я заметил тоску по необыденному… Может ли она править миром?» — размышляет он. Впрочем, финал повести, когда в городке действительно наступает Золотой век, выглядит несколько надуманно.
В 1960—1970-е Анчаров написал несколько сценариев: совместно с В. Аксеновым — к фильму «Мой младший брат» (1962), к телефильмам «Апассионата» (1963) и «День за днем» (1972), а также совместно с Б. Равенских пьесу «Драматическая песня» (1972).
Наибольшую известность принес Анчарову роман «Самшитовый лес», вышедший в 1979 в «Новом мире» (№ 9 и 10; отдельной книгой — 1981). Главный герой, Сапожников — по профессии наладчик — «обслуживает весь белый свет», если что-то где-то «барахлит» по электрической части, по призванию же он — талантливый изобретатель и мыслитель. Человек он не пробивной, не умеет внедрить в жизнь свои открытия, в том числе вечный двигатель. Роман сложен по композиции, в нем чередуются эпизоды детства в маленьком патриархальном Калязине с военными воспоминаниями, элементы «производственного романа» — с картинами давнего прошлого — гибели Атлантиды. Постоянные разрывы в действии, смещение эпизодов во времени, прием «романа в романе», которым Анчаров достаточно удачно пользуется, элементы фантастики и гротеска, притчевая многомерность — все это придает роману оригинальность. Присутствует в повествовании и явный элемент игры, условности: в начале и в конце сообщается, что Сапожников покупает петуха, и это символично: «Будит он нас, будит тысячи лет… А мы все не просыпаемся». В то же время критика отмечала, что роман написан неровно, второстепенные герои плохо прорисованы, у них нет характеров — одни функции, и, хотя в их речах звучат удачные афоризмы, точные эпитеты, свежие мысли, герои эти — «не характеры, не личности, а только повод для абстрактных упражнений ума», в целом же — книга «сделанная, собранная, сконструированная» и потому «не горячая» (Коробков Л.— С. 5).
Творчество Анчарова в 1980-е годы
После смерти
Уже после смерти Анчарова, в 1992 выходит сборник стихов «Звук шагов» в «Библиотеке авторской песни», в нем же напечатана повесть «Стройность», в 1994 переиздается «Самшитовый лес» и несколько повестей.
Источник: А. В. Успенская. Анчаров Михаил Леонидович. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь.
Сочинения Михаила Анчарова:
Теория невероятности: роман и повести. М., 1966;
Теория невероятности: пьеса в 2 ч. М., 1967;
Сода-солнце: Фантастическая трилогия. М., 1968;
Этот синий апрель: повесть. М., 1969;
Самшитовый лес: роман. М., 1981. Переиздание, 1994;
Дорога через хаос. М., 1983;
Приглашение на праздник: романы и повести. М., 1986;
Записки странствующего энтузиаста: роман. М., 1988;
Как птица Гаруда: роман. М., 1989;
Звук шагов. М., 1992.
Литература о Михаиле Анчарове:
Медведев Б. Спор о будущем // Искусство кино. 1963. № 9;
Томашевский Ю. Теория Алеши Аносова // Москва. 1966. № 1;
Чудакова М., Чудаков А. Современная повесть и юмор // Новый мир. 1967. № 7;
Маргулис С. Время, память, песня… // Театр. 1978. № 12;
Коробков Л. Клумба на опушке // Литературная газета. 1980. 6 февраля;
Рекемчук А. Даль свободного романа // Знамя. 1980. № 2;
Яхонтов А. Грани характера // Правда. 1980. 27 июня;
Ульяшов П. «Электрические люди» или единство без борьбы // Подъем. 1982. № 9.