30 января родился советский композитор Исаак Осипович Дунаевский (1900—1955).
Краткая биография и творческий путь Исаака Дунаевского
Основные биографические данные
ДУНАЕВСКИЙ
Исаак Осипович (Иосифович) (18/30.01.1900, Лохвица, ныне Полтавская обл. — 25.07.1955, Москва) — композитор. Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1951). Музыкальные способности выявились рано. В пять лет подбирал по слуху мелодии маршей, вальсов, импровизировал на домашних вечерах. 1908 — начал учиться игре на скрипке, 1910 — занятия в Харьковском музыкальном училище, в 1919 окончил Харьковскую консерваторию по классу скрипки у И. Ахрона, по классу композиции у С. Богатырева. С 1919—1924 работал в Харьковском драматическом театре. За короткий срок прошел путь от оркестранта до дирижера, заведующего музыкальной частью театра (в этом качестве выступил и как театральный композитор — музыка к спектаклям «Женитьба Фигаро», «Тартюф», «Принцесса Турандот»). Одновременно в 1919—1924 — сотрудник газет, организатор музыкальных студий и кружков при воинских клубах, заведующий музыкальным отделом губернского отдела народного образования. В 1924 по приглашению Вл. Хенкина — заведующий музыкальной частью Московского Вольного театра. Сразу же зарекомендовал себя композитором и дирижером «оригинальным, не имеющим в своем роде соперников» (Новый зритель. 1924. №33. С. 10).
Первый период творчества
Первый период творчества Дунаевского (1924—1936) связан с эстрадными и драматическими (преимущественно комедийными) театрами. Руководил музыкальной частью (он же дирижер) эстрадного театра «Эрмитаж» (для «комического хора» Л. Утесова создал ряд остроумных музыкальных пародий на романсы); 1926—1929 — Московского театра сатиры (музыка к обозрениям «Мечты… мечты…», «Конкурс на лучшую семью»; сатирическая комедия «Таракановщина», где зазвучали пародийная кантата, музыкальная пародия на «производственный» балет; музыкальная комедия «Ножи» по В. Катаеву и другие); сотрудничает с Театром оперетты (автор первой советской оперетты «Женихи», 1927); Московским мюзик-холлом (музыкальное ревю «Туда, где льды», аттракционное обозрение «Букет моей бабушки»). Партитуры этих произведений не сохранились. По свидетельству очевидцев, веселая музыка Дунаевского часто была гротескной, ироничной. Неприятие сатиры, равно как и «легкой» музыки, со стороны официальных кругов заставило Дунаевского покинуть столицу. С 1929 по 1941 он в Ленинграде. До 1935 возглавляет музыкальную часть Ленинградского мюзик-холла (фактически художественный руководитель). Первый же спектакль с его музыкой — пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» был запрещен после нескольких представлений. Сотрудничает с Л. Утесовым, увлекается джазом. В поисках стиля «советского джаза» ищет опору в народной музыке и пишет для теаджаза программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий-фантазий на темы народных песен «Русская», «Украинская», «Еврейская» (1931). Позднее в спорах о джазе будет отстаивать плодотворность использования народной музыки, призывать к расширению традиционного круга инструментов, к симфоджазу. В 1933 вместе с авторами В. Массом и Н. Эрдманом создает для Утесова веселое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, пародиями на «производственные» песни и романсы рапмовцев. В новой оригинальной редакции Дунаевского в Ленинградском мюзик-холле с успехом идет оперетта «Нитуш» Ф. Эрве под названием «Небесные ласточки» (1933). В музыке Дунаевского по-прежнему много юмора, иронии, которые окрашивают даже «чистую» лирику.
Второй период творчества
С середины 1930-х гг. начинается новый период творчества Дунаевского, связанный с созданием музыкальных кинокомедий, в которых прозвучали песни, ставшие массовыми. Началось с «Веселых ребят» (1934), идею создания фильма подсказал успех «Музыкального магазина». Музыка Дунаевского стала драматургической основой этого фильма, как и ряда последующих (режиссёр Г. Александров): «Цирк», 1936, «Волга-Волга», 1938, «Светлый путь», 1940, «Весна», 1947. Практика театральных работ, эстрадная и оперетточная музыка, джазовые опыты сошлись в новом для Дунаевского жанре. Как будто из ревю пришли в джаз-комедию «Веселые ребята» музыканты оркестра, пастух Костя, домработница Анюта. Они запели нежные лирические песни «Сердце, тебе не хочется покоя», под марш «Веселых ребят» (стихи В. Лебедева-Кумача) зашагали в идеальное, празднично-мажорное будущее. Почти все лучшие массовые и лирические песни Дунаевского, во многом определившие звуковой фон 1930-х гг., прозвучали впервые в фильмах. Композитор использует формы марша: знаменитая «Песня о Родине» из «Цирка» (стихи Лебедева-Кумача), исполненная волевой устремленности и вместе с тем лиризма «Песня о веселом ветре» (стихи Лебедева-Кумача, кинофильм «Дети капитана Гранта», 1936) и дугие; формы частушки и куплета («Волга-Волга»); протяжной русской народной песни («Светлый путь»); вальса — «В ритме вальса…» («Цирк» и другие). Некоторые кинофильмы содержат развернутые симфонические эпизоды («Дети капитана Гранта»), танцевальные эпизоды, эстрадные миниатюры («Веселые звезды», 1954). Песни Дунаевского зазвучали с эстрады в исполнении многих, в том числе выдающихся оперных певцов (М. Рейзен — «Широка страна…» и другие), драматических актеров (Н. Черкасов — песенка Паганеля), киноактеров (много выступала на эстраде Л. Орлова — «Лунный вальс» и другие). Музыка Дунаевского во многом определила развитие творчества Л. Утесова, его обращение к героической и гражданской лирике. Владея редким даром выражать общественное через личное, Дунаевский помог ему одухотворить, романтизировать гражданскую песню. С голоса Утесова «Легко на сердце», «Как много девушек хороших» и другие запела вся страна; в разные годы исполнял также «Каховку» (стихи М. Светлова), «Краснофлотский марш» (стихи А. Чуркина), «Моя Москва» (стихи М. Лисянкого), «Дорогие мои москвичи» (стихи Масса и М. Червинского), «Я песне отдал все сполна» (стихи Утесова) и другие; «Молчание», «Школьный вальс» (обе — стихи М. Матусовского) в 1950-е гг. пела К. Шульженко.
1940-е годы. Возвращение к оперетте
С середины 1930-х гг. начинается новый период творчества Дунаевского, связанный с созданием музыкальных кинокомедий, в которых прозвучали песни, ставшие массовыми. Началось с «Веселых ребят» (1934), идею создания фильма подсказал успех «Музыкального магазина». Музыка Дунаевского стала драматургической основой этого фильма, как и ряда последующих (режиссёр Г. Александров): «Цирк», 1936, «Волга-Волга», 1938, «Светлый путь», 1940, «Весна», 1947. Практика театральных работ, эстрадная и оперетточная музыка, джазовые опыты сошлись в новом для Дунаевского жанре. Как будто из ревю пришли в джаз-комедию «Веселые ребята» музыканты оркестра, пастух Костя, домработница Анюта. Они запели нежные лирические песни «Сердце, тебе не хочется покоя», под марш «Веселых ребят» (стихи В. Лебедева-Кумача) зашагали в идеальное, празднично-мажорное будущее. Почти все лучшие массовые и лирические песни Дунаевского, во многом определившие звуковой фон 1930-х гг., прозвучали впервые в фильмах. Композитор использует формы марша: знаменитая «Песня о Родине» из «Цирка» (стихи Лебедева-Кумача), исполненная волевой устремленности и вместе с тем лиризма «Песня о веселом ветре» (стихи Лебедева-Кумача, кинофильм «Дети капитана Гранта», 1936) и дугие; формы частушки и куплета («Волга-Волга»); протяжной русской народной песни («Светлый путь»); вальса — «В ритме вальса…» («Цирк» и другие). Некоторые кинофильмы содержат развернутые симфонические эпизоды («Дети капитана Гранта»), танцевальные эпизоды, эстрадные миниатюры («Веселые звезды», 1954). Песни Дунаевского зазвучали с эстрады в исполнении многих, в том числе выдающихся оперных певцов (М. Рейзен — «Широка страна…» и другие), драматических актеров (Н. Черкасов — песенка Паганеля), киноактеров (много выступала на эстраде Л. Орлова — «Лунный вальс» и другие). Музыка Дунаевского во многом определила развитие творчества Л. Утесова, его обращение к героической и гражданской лирике. Владея редким даром выражать общественное через личное, Дунаевский помог ему одухотворить, романтизировать гражданскую песню. С голоса Утесова «Легко на сердце», «Как много девушек хороших» и другие запела вся страна; в разные годы исполнял также «Каховку» (стихи М. Светлова), «Краснофлотский марш» (стихи А. Чуркина), «Моя Москва» (стихи М. Лисянкого), «Дорогие мои москвичи» (стихи Масса и М. Червинского), «Я песне отдал все сполна» (стихи Утесова) и другие; «Молчание», «Школьный вальс» (обе — стихи М. Матусовского) в 1950-е гг. пела К. Шульженко.
Публицистические выступления
Темпераментный, увлекающийся, восприимчивый как к новациям моды, так и к традициям народного мелоса, словно «до краев души наполненный мелодиями», Дунаевский был азартным полемистом. Участвовал во многих дискуссиях, выступал в печати, последовательно отстаивал равноправие «легкой» музыки, в том числе танцевальной, хоровой, инструментальной. Один из основоположников советской массовой песни, советской оперетты, создатель советской музыкальной кинокомедии, Дунаевский на протяжении всей жизни был тесно связан с эстрадой, не случайно он стал председателем жюри I Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Творческое наследие
Творческое наследие Дунаевского велико и разнообразно. Ему принадлежит 80 песен и романсов, музыка к 42 художественным и документальным кинофильмам, 14 оперетт (в том числе «Золотая долина», 1937), 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, музыка для эстрадных и джазовых оркестров, более 80 драматических спектаклей, симфонические и фортепианные произведения, мелодекламации и другие.
Сочинения Исаака Дунаевского:
Выступления, статьи, письма. Воспоминания. М., 1961;
Избранные письма. М., 1971.
Литература об Исааке Дунаевском:
Данилевич Л. И. О. Дунаевский. М.; Л., 1947;
Нестьев И. Путь И. Дунаевского / / Советская музыка. 1955. № 11;
Янковский М. В полную меру сил / / Там же. 1960. № 2;
Утесов Л. С песней по жизни. М., 1976. С. 398—402;
Шафер Н. Дунаевский сегодня. М., 1988;
Минченок Д. Исаак Дунаевский. М.: Смоленск. 1998.
Источник: Л. К. Бубенникова. Дунаевский Исаак Осипович // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — М.: «Олма-Пресс», 2004.
Список песен Исаака Дунаевского по версии сайта «Красная книга российской эстрады»
Акула (С. Маршак)
Баллада о пионере Вите Черевичкине (М. Матусовский)
Биробиджан (В. Волженин)
Боевые друзья (М. Матусовский)
В майский денёк (С. Алымов)
В Москву (В.Лебедев-Кумач)
Весенний вальс (А. Левин)
Весенний марш (С. Михалков)
Весёлый ветер (В. Лебедев-Кумач)
Весь век мы поём (В. Лебедев-Кумач)
Вечер вальса (М. Матусовский)
Внимание, на старт (М. Львовский)
Воспоминание (Д. Самойлов)
Вот это и есть футбол (М. Матусовский)
Всё, как прежде (В. Шкваркин)
Вспомним игры школьные (А. Барто)
Высоко, под самой тучей (М. Вольпин)
Герои Хасана (В. Лебедев-Кумач)
Горны играют (Л. Некрасова)
Далеко, далеко за снегами (С. Алымов)
Дальняя сторожка (Е. Долматовский)
Две подруги (О. Фадеева)
Девушка в солдатских сапогах (И. Розовский)
До свиданья, девушки (Л. Левин)
До чего же хорошо кругом (Л. Некрасова)
Домой, домой (М. Матусовский)
Дорогие мои москвичи (В. Масс, М.Червинский)
Дорогой широкой (В. Лебедев-Кумач)
Дорожная (С. Васильев)
Дружное наше звено (Ц. Солодарь)
Дымок от папиросы (Н. Агнивцев)
Еврейская комсомольская свадебная (В. Бергольц)
Если Волга разольётся (В. Лебедев-Кумач)
Если песня печально поётся (В. Лебедев-Кумач)
Ехал я из Берлина (Л. Ошанин)
Жди меня (К. Симонов)
Железнодорожный марш (В. Лебедев-Кумач)
Журчат ручьи (М. Вольпин)
За мир, молодёжь! (М. Матусовский)
Заздравная (В. Лебедев-Кумач)
Залётная песня (С. Островой)
Застольная песня (В. Лебедев-Кумач)
Звать любовь не надо (А. Д’Актиль)
Звёзды милой Родины (М. Матусовский)
Золотая звезда (М. Исаковский)
Каким ты был (М. Исаковский)
Капитан (В. Лебедев-Кумач)
Каховка (М. Светлов)
Когда в город приходит весна (М. Матусовский)
Когда в наше сердце приходит любовь (В. Лебедев-Кумач)
Когда подъезжаешь к Москве (М. Матусовский)
Колыбельная «Сон приходит на порог» (В. Лебедев-Кумач)
Колыбельная «Спи, мой мальчик» (В. Лебедев-Кумач)
Куплеты водовоза (В. Лебедев-Кумач)
Куплеты лоцмана (В. Лебедев-Кумач)
Куплеты под окошком (А. Д’Актиль)
Курортная песня (В. Волженин)
Летите, голуби (М. Матусовский)
Лёд идёт (Д. Самойлов)
Лирическая песня из кинофильма «Богатая невеста» (В. Лебедев-Кумач)
Лирическая песня из кинофильма «Дочь Родины» (В. Лебедев-Кумач)
Лирическая песня из кинофильма «Искатели счастья» (В. Волженин)
Лунное томление (В. Лебедев-Кумач)
Лунный вальс (В. Лебедев-Кумач)
Луч надежды (Э. Утёсова)
Лыжная песенка
Любовь и снайпер (Л. Левин)
Марш весёлых подруг (В. Лебедев-Кумач)
Марш весёлых ребят (В. Лебедев-Кумач)
Марш водолазов (В. Саянов)
Марш моряков-пограничников (В. Лебедев-Кумач)
Марш трактористов (В. Лебедев-Кумач)
Марш энтузиастов (А. Д’Актиль)
Марш юннатов (М. Матусовский)
Мать (Т. Сикорская)
Мери верит в чудеса (В. Лебедев-Кумач)
Мечты солдатские (С. Алымов)
Милая подруга (М. Матусовский)
Молодёжная (В. Лебедев-Кумач)
Молчание (М. Матусовский)
Москвичи (С. Васильев)
Московские огни (М. Матусовский)
Моя любовь (А. Френкель) Николай Рубан
Моя Москва (С. Агранян, М. Лисянский)
Мы своим трудом богаты (С. Васильев)
На врага, за Родину! Вперёд! (В. Лебедев-Кумач)
На луга, поляны (В. Лебедев-Кумач)
На разъезде (М. Рудерман)
На рыбалке у реки (В. Волженин)
На фестиваль! (М. Матусовский)
Настал свиданья час (В. Лебедев-Кумач)
Наша песня молодая (С. Алымов)
Не забывай (М. Матусовский)
Не за теми дальними морями (М. Исаковский)
Не тревожь ты себя, не тревожь (М. Исаковский)
Новогодняя детская песня (А. Арго)
Ожиданию навстречу (С. Васильев)
Ой, цветёт калина (М. Исаковский)
Осенняя песня (М. Матусовский)
От края до края (М. Инюшкин)
Песенка отдыха (М. Матусовский)
Песенка пожилых людей (М. Матусовский)
Песня Анюты (В. Лебедев-Кумач)
Песня артиллеристов (С. Михалков)
Песня верной любви (М. Матусовский)
Песня девушек-бойцов (В. Лебедев-Кумач)
Песня железнодорожников (В. Лебедев-Кумач)
Песня Ирины из кинофильма «Три товарища» (М. Светлов)
Песня из кинофильма «Дочь Родины» (В. Волженин)
Песня из кинофильма «Новый дом» (С. Алымов)
Песня девушек из кинофильма «Новый дом» (С. Алымов)
Песня Маринки (В. Лебедев-Кумач)
Песня молодёжной бригады (Д. Самойлов)
Песня молодых строителей (М. Матусовский)
Песня о девушке (И. Розовский)
Песня о Волге (В. Лебедев-Кумач)
Песня о Ворошилове (В. Лебедев-Кумач)
Песня о ротном запевале (М. Матусовский)
Песня о четырёх братьях (Ц. Солодарь)
Песня о Чижовке (Я. Шведов)
Песня поваров (В. Лебедев-Кумач)
Песня скитания (В. Волженин / А.Корчевский)
Песня чистильщика обуви (В. Лебедев-Кумач)
Песня юных капитанов (Я. Хелемский)
Пионер всегда в пути (М. Матусовский)
Пионерская клятва (Ц. Солодарь)
Письмо матери (Г. Рублёв)
Пишите нам, подружки (М. Матусовский)
Под луной золотой (С. Алымов)
Поручение (М. Матусовский)
Праздник (В. Волженин)
Привет из Москвы (М. Матусовский)
Приходи скорей (С. Алымов)
Прощальная ленинградская (В. Масс, М. Червинский)
Пути-дороги (С. Алымов)
Разбито всё (В. Лебедев-Кумач)
Расцвела сирень (В. Лебедев-Кумач)
Россия наша Родина
Свадебные куплеты (В. Волженин)
Скворцы прилетели (М. Матусовский)
Спасибо, сердце (В. Лебедев-Кумач)
Спортивная песня (Б. Ласкин)
Спортивный марш (В. Лебедев-Кумач)
Столица счастья (В. Винников)
Строится город (Е. Есьман, К.Крикорян)
Студенты (Л. Ошанин)
Счастливый путь (В. Масс, А. Стоврацкий, Н. Эрдман)
Танцкласс (З. Гердт, В. Браг)
Тост (М. Матусовский)
Тот, кто любви не знал
Тюх-тюх (В. Лебедев-Кумач)
Урожайная (М. Исаковский)
Утренняя песня (М. Матусовский)
Физкультурная (А. Чуркин)
Физкультурная песня (М. Светлов)
Честное пионерское (М. Матусовский)
Чёрная стрелка (В. Лебедев-Кумач)
Чудо-городок (С. Алымов)
Широка страна моя родная (В. Лебедев-Кумач)
Школьный вальс (М. Матусовский)
Шумят седые кедры (М. Матусовский)
Это идёт молодежь (М. Матусовский)
Эх, хорошо! (В. Шмидтгоф)