13 октября родился советский поэт Алексей Сурков (1899—1983).
Поэт Алексей Сурков. Краткая биография. Песни. Творчество
Краткая биография
СУРКОВ Алексей Александрович [1(13).10.1899, деревня Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии — 14.6.1983, Москва] — поэт.
Вырос в крестьянской семье. Подобно отцу, став отходником, в Петрограде сменил ряд рабочих профессий. Оттуда в 1918 ушел на фронт. По окончании Гражданской войны вернулся на родину, стал селькором, избачом-политпросветчиком, работал в волисполкоме, был на партийной и комсомольской работе. Во второй половине 1920-х переезжает в Москву и развивает активную общественно-литературную деятельность. В 1928 избирается в руководство РАПП, часто выступает на литературных форумах с утверждением особого социалистического гуманизма (на I съезде писателей, на пленуме Союза писателей и др.). Сотрудничает в ЛОКАФ (Литературное объединение Красной Армии и Флота). В 1934 кончает факультет литературы Института красной профессуры. Как военный корреспондент с 1938 по 1945 участвует и в операциях на Западном фронте (Белоруссия), и в финской кампании, и в Великой Отечественной войне. Будучи членом КПСС с 1925, на этом поприще особо активизируется в 1950–1960-е. В 1952–1956 — член Центральной ревизионной комиссии КПСС, в 1956–1966 — кандидат в члены ЦК КПСС. Неоднократно был депутатом Верховного Совета СССР, был членом Советского комитета защиты мира и Всемирного Совета Мира, секретарем правления СП СССР (с 1949, в 1953–1959 первым секретарем). В 1969 удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Первые стихи
Песни и стихи 1930-х
В стихах 1930-х, вошедших в сборники «Ровесники: Вторая книга стихов» (1932), «Родина мужественных: Третья книга стихов» (1935), «Путем песни: Четвертая книга стихов» (1937), «Так мы росли» (1940) и многие другие, продолжался рассказ о таких людях, но с большей конкретизацией — о кронштадтском минере Синице, напутствующем в предсмертном слове бойцов «в последний поход» (стихотворение «Смерть минера Синицы»), о комиссаре, бывшем путиловском слесаре, поднимающем матросов в ночную атаку (стихотворение «Агитатор»), о командире отряда, где «мастера войны и мира, полководцы-батраки» (стихотворение «Командир Исаев»). О роли повествователя в таких стихах точно сказал близкий Суркову по художественной манере поэт Н. Дементьев: «Он присутствует в своих стихах и как действующее лицо. Это он утешает минера Синицу. Он пишет письмо вдове убитого бойца. Путиловский парень называет его Алешей» (Дементьев Н. Об Алексее Суркове // Красная новь. 1935. № 10. С. 205). В 1930-е по «социальному заказу» создается жанр массовой песни, и Сурков принимает в этом участие. Самой известной из созданных им тогда стала «Конармейская песня» («По военной дороге…», 1935).
Конармейская песня. Слушать онлайн. Видео
Песня «Конармейская» («По военной дороге Шел в борьбе и тревоге») братьев Покрасс на стихи Алексея Суркова. Исполняет хор воспитанников Московской военно-музыкальной школы в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижёр — Юрий Силантьев. Запись с авторского вечера композитора Дмитрия Покрасса, посвящённого его 75-летию. Москва. Колонный зал Дома союзов. 1974 г.
Песни и стихи Великой Отечественной войны
И Великую Отечественную войну Сурков начал с создания песни — «Песни смелых» с ее заклинательным рефреном «Смелого пуля боится. / Смелого штык не берет». Но это было создано уже и по социальному заказу, и по зову сердца. Под стихотворением стоит красноречивая дата — 22 июня 1941. Не случайно самым любимым в народе (и, может быть, единственным) произведением Суркова тоже стала песня — «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь…»), созданная на передовой (под Москвой) как письмо к жене и не предназначавшаяся для печати: во время Великой Отечественной войны интимное и общенародное слились. Одновременно с песнями Сурков пишет и агитационно-фельетонные стихи, создавая похожие на Василия Теркина (но только внешне, не выходящие за рамки газетного жанра) образы Васи Гранаткина (совместно с А. Прокофьевым и А. Безыменским), Гриши Танкина (совместно с Ц. Солодарем). Жанр других произведений Суркова этих лет (сборники «Фронтовая тетрадь: Июль–август 1941», «Декабрь под Москвой: Июнь–декабрь 1941», 1942, «Дороги ведут на Запад: Январь–май 1942», «Я пою победу: 1943–1945», 1946 и многие другие; Сурков опубликовал тогда 17 стихотворных книг) не случайно определяют как лирическая хроника: с одной стороны, видно стремление автора к хронологической точности (знаменательны даты в названиях книг), с другой — к лирической проникновенности. Среди таких стихов выделяются «Лес притаился, безмолвен и строг…», «Человек склонился над водой…», где поэт воплощается в своего героя и передает движения его души. Или стих. «Бессмертие», повествующее об угасании смертельно раненного солдата (его поэт сравнивает с гаснущей свечой) и завершающееся обращением к умирающему: «И весь в свеченье небосвод высокий. / И степь под снегом празднично светла. / Ты слышишь? В травах оживают соки / От каждой капли твоего тепла». Стихотворение наполняется даже философским смыслом.
Песня «В землянке». Слушать онлайн. Видео
«В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь»). Песня Константина Листова на стихи Алексея Суркова. Исполняет Владимир Трошин. Запись с «Голубого огонька». 1970 г.
В послевоенные годы
В послевоенные годы Сурков много путешествует в составе литературных и общественных организаций. Видит и Иран, и Англию, и Китай, и Индию… На основе впечатлений от поездок создает книги «Миру — мир!» (1950), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961). И хотя первая была удостоена премии (правда, Сталинской), нигде за рамки прикладной политической публицистики поэт не выходил. Общественный темперамент Суркова заглушил поэтический. В жанре литературной критики он написал ряд статей, составивших книгу «Голоса времени: Заметки на полях истории литературы. 1934–1965» (1965). Переводил с украинского, белорусского, венгерского, урду и других языков. Занимался и редакторской работой: он ответственный редактор «Литературной газеты» (1944–1946), журнала «Огонек» (1945–1953); с 1962 по 1975 — главный редактор «Краткой литературной энциклопедии» (8 томов). Писал вступительные статьи к поэтическим книгам, в частности Демьяна Бедного и Анны Ахматовой.
Источник: Г. В. Филиппов. Сурков Алексей Александрович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П—Я. С. 667—669.
Сочинения Алексея Суркова
Собрание сочинений: в 4 т. М., 1965–66;
Собрание сочинений: в 4 т. М., 1978–80;
Эстафета дружбы: стихи зарубежных поэтов / перевод А. Суркова. М., 1968;
После войны: стихи 1945–1970 годов. М., 1972;
Шаги времени: Стихотворения, маленькие поэмы, песни. М., 1983.
Литература об Алексее Суркове
Кулинич А. Алексей Сурков. Киев, 1953;
Владимиров С., Молдавский Д. Стихи Алексея Суркова. Л., 1956;
Гринберг И. Поэзия Алексея Суркова. М., 1958;
Резник О. Алексей Сурков. 3-е изд. М., 1979.