Песня «Голубые города». История. Ноты. Видео

90 лет назад родился замечательный советский композитор Андрей Павлович Петров (1930—2006), одно из самых известных произведений которого — песня «Голубые города».


Песня «Голубые города». История создания

Подрастает город наш

советский композитор Андрей Петров

Советский композитор Андрей Павлович Петров (1930—2006), советский композитор, народный артист СССР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1967, 1976). Опера «Петр I» (1974), вокально-хореографическая симфония «Пушкин» (1979), опера-феерия «Маяковский начинается» (1983). Балеты «Берег надежды» (1958), «Сотворение мира» (1968), «Мастер и Маргарита» (постановка 1987).

Пятидесятые годы двадцатого века… Шестидесятые… Семидесятые. Я не знаю, какое имя-характеристику дадут нашей поре потомки. Мы же, современники, назвали эти десятилетия великой стройкой. Если ты много летаешь и путешествуешь по дорогам нашего государства, то постоянным твоим спутником станет удивление. Особенно когда летишь на самолете и смотришь вниз с десятикилометровой высоты, сравнивая с картой медленно (ведь скорость самолета сегодня всего около тысячи километров в час) проплывающий под крыльями ландшафт. Ты видишь город, начинаешь искать его на квадратах карты — и не находишь.

Еще несколько минут полета, и новый город — новый во всех значениях этого слова, уже голубеет среди лесов и полей. И опять задача: как зовут тебя, город, ответь! Картографы явно не успевают за ростом современных городов.

Можно посетовать на то, что новые города похожи друг на друга. Но разве не были похожи друг на друга старые города?

Однажды я присутствовал при закладке города. Могучий человек, врезавший в природу каналы, соединяющие великие реки, построивший немало плотин и электростанций, шел по сухой и пыльной земле, держа в руках белый силикатный кирпич. Он шел по заволжской степи широким шагом, за ним едва поспевали инженеры, землекопы, пионеры. На дощечке в пересохшей степи было написано странное слово: «Набережная».

В пыльную землю положили белый кирпич… Мне самому странно, бывая в городе Волжском — с двухсоттысячным населением, заводами, аллеями и театрами,— вспоминать, что я видел будто только вчера пыльную степь и слышал свиристение сусликов именно на этом месте. С некоторой осторожностью привел я цифру населения города — 200 тысяч. Ведь пока эта книга будет печататься, цифра устареет, обязательно устареет.

Когда приближаешься к Волжскому по гребню плотины ГЭС имени Ленина, город кажется голубым. Города прошлого возникали на торговых путях; города новых времен, как правило, возникают вокруг электростанций, у открытых месторождений руд, при новых заводах.

Вот они, голубые города!

Великое градостроительство, великое переселение народов должно было обрести песню. Вероятно, можно собрать целую антологию песен о новых и обновленных городах. Сейчас вообще характерно стремление городов иметь свой герб, свою песню. Сочиняют песни о городах и поэты-профессионалы, и любители, и начинающие. Среди десятков песен с именами городов есть одна, как бы объединяющая. Она написана ленинградцами — поэтом Львом Куклиным и композитором Андреем Петровым.


советский поэт Лев Куклин

Лев Валерианович Куклин (1931—2004), русский советский поэт, драматург, поэт-песенник. Книги «Рудник радости» (1964), «Зелёная планета» (1969), «Зов» (1977), «Горожане» (1980), «Динамитный патрон» (1984), «Моя анкета» (1984), «Прямой взгляд» (1986), «Диалог» (1988), «Несколько школьных „почему?“: раздумья о воспитании» (1989), «Автострада» (1991), «Год лошади» (1999) и др.

Лев Куклин, как стихотворец, начинал в литкружке Ленинградского Дворца пионеров. Потом стал геологом. Более десяти лет провел он в горах и тайге — в экспедициях. Палатка, шалаш, пещера были его жильем. Наверное, песня «Голубые города» родилась из тоски о настоящем доме. Города для геолога — нечто голубеющее в далекой дали.

Песня «Голубые города» появилась первоначально в кинокартине, но картина эта настолько прочно забыта, что нет смысла вспоминать ее название. Осталась песня.

Песня написана в 1963 году, а в 1964-м на страницах «Комсомольской правды» известный журналист Василий Песков рассказал о том, как поют на космодроме «Голубые города», вспоминая, что и город, ставший порогом Вселенной, тоже родился совсем недавно.

А вот еще свидетельство жизненности песни.

В молодом городе Ангарске, что возник в эти годы севернее Иркутска, начало работать местное радио. Сотрудники радио обратились к поэту и композитору с письмом:

«Мы считаем, что песня написана о нас и о нашем городе. Просим разрешения начинать ею наши передачи. Пусть ваша — и наша! — песня будет своеобразным гимном нашего молодого города!»

Бывает так: песня, сложенная о каком-то новом пли малоизвестном городе, делает его известным сначала по имени, прославляет его, вводит в широкий человеческий обиход. «Голубые города» — случай противоположный. Была создана песня о городах нашего времени; поэт и композитор точно уловили и воспроизвели характерное и типичное. А уж уточнение, конкретизация стали делом последующим, и разные новые города в песне узнали себя, и жители этих городов теперь считают песню своей.

«Голубые города» пригодились не только Ангарску. «Снятся людям иногда голубые города… — это слова из известной песни. Об одном таком городе, городе Тольятти, рассказывает…» Это фраза со страницы газеты «Правда» (26 февраля 1971 года) «Об одном таком городе» — мимоходом брошенная фраза, а для песни лучше похвалы не сыщешь…

Итак, песня «Голубые города» заняла свое место на правом фланге многочисленных песен о новых городах. В ней — и в словах и в музыке — можно найти черты многих самодеятельных песен 60-х годов. В эти годы появилось немало сочинений для исполнения под гитару. Автор слов и музыки и исполнитель — чаще всего одно лицо. Песни такого рода рождаются в студенческих общежитиях и летних строительных отрядах, в заводской самодеятельности, в геологических партиях и северных экспедициях.

Композитор Андрей Петров чутко уловил интонацию сочинений этого рода. Вокруг текстов песен, музыки, манеры исполнения возникали и возникают споры. Есть упрямые защитники этого нового жанра и его яростные хулители.

Но ясно одно: советские «менестрели» возникли и существуют, а их сочинения — на слуху у молодежи.

Талантливо используя настроение и характер таких песен, Андрей Петров написал на стихи поэта, геолога и путешественника Льва Куклина песню, четко определившуюся и нашедшую свое место в нашем времени.

Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973


Песня «Голубые города». Ноты

А. Петров. «Голубые города». Ноты

Ноты песни «Голубые города» Андрея Петрова.

Инструмент: ноты для голоса в сопровождении фортепиано;

Тональность: ля-минор;

Уровень сложности: средний;

Источник: А. Петров. Мелодии из кинофильмов. Ленинград, 1989.

Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
А. Петров. Голубые города. Ноты
А. Петров. Голубые города. Ноты


Песня «Голубые города». Текст

Города, где я бывал,
По которым тосковал,
Мне знакомы от стен и до крыш.
Снятся людям иногда
Их родные города:
Кому — Москва, кому — Париж…
Ну, а если нет следов
На асфальте городов,—
Нам и это подходит вполне:
Мы на край земли придем,
Мы заложим первый дом
И табличку прибьем на сосне.

Все на свете города
Не объехать никогда,—
На любой остановке сойди.
Есть у нас один секрет:
На двоих нам сорок лет,—
Как говорят, все впереди!
За ночь ровно на этаж
Подрастает город наш,
Раньше всех к нам приходит рассвет.
Снятся людям иногда
Голубые города,
У которых названия нет…

1963


Песня «Голубые города». Слушать онлайн. Видео

Песня «Голубые города» («Города, где я бывал») Андрея Петрова на стихи Льва Куклина. Исполняет Эдуард Хиль. 1967 г.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Советская песня с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Песня «Голубые города». История. Ноты. Видео

  1. Александр говорит:

    ” Песня «Голубые города» появилась первоначально в кинокартине, но картина эта настолько прочно забыта, что нет смысла вспоминать ее название.”©
    Вы не правы, фильм совсем не забыт.
    И поверьте, есть смысл вспомнить его название.
    “Два воскресенья”. Режиссёр Владимир Шредель, год выпуска 1963.

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>