Музыкальные сочинения Ивана Грозного

Сегодня, 25 августа 2020 года, исполняется 490 лет со дня рождения Ивана Васильевича Грозного (1530—1584).


Иван Грозный. Духовные песнопения

портрет царя Ивана Грозного

Первый русский царь Иван Васильевич Грозный (1530—1584). Скульптурный портрет работы М. М. Герасимова (1963)

Начиная приблизительно с Карамзина и до сегодняшнего дня историки спорят о личности первого русского царя Ивана Васильевича Грозного (1530—1584), его значении для русской истории, вкладе в развитие русской государственности. Одни называют его кровавым тираном, другие — величайшим российским общественно-политическим деятелем, однако и хулители, и поклонники первого русского царя не расходятся во мнениях относительно художественных талантов и эрудиции Грозного, который был одним из самых образованных людей своего времени.

Иван Васильевич известен как талантливый писатель и публицист. Его перу принадлежат многочисленные послания, адресаты которых — королева Англии Елизавета I, шведский король Густав I Ваза, император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург и конечно же бежавший в Польшу князь Андрей Курбский. В этих посланиях Грозный, по мнению академика Д. С. Лихачёва, предстаёт как:


Смелый новатор, изумительный мастер языка, то гневный, то лирически приподнятый (как, например, в своем завещании 1572 г.), мастер «кусательного» стиля, всегда принципиальный, всегда «самодержец всея Руси», пренебрегающий всякими литературными условностями ради единой цели — убедить своего читателя, воздействовать на него — таков Грозный в своих произведениях.

Известен Иван Васильевич также и как музыкальный деятель.

При его непосредственном участии проходил Стоглавый собор 1551 г., уделивший особое внимание церковному пению и организации певческих школ. Возникший, по всей видимости, в XV веке придворный хор, достиг в период царствования Ивана Грозного высочайшего уровня. В его составе находились в это время крупнейшие мастера церковного пения, пользовавшиеся широкой известностью на Руси. Некоторые из них, например, Федор Христианин и Иван Нос, создали свои школы, оказав значительное влияние на развитие певческого искусства. В этом хоре нередко пел и сам царь:


«Благочестивый государь всенощное бдение слушал и первую статию сам пел, и Божественную литургию слушал, и красным пением с своею станицею сам же государь пел на заутрени и на литургии».

Однако Иван Васильевич был не только искусным исполнителем, но и прекрасным сочинителем духовных песнопений. Вот что рассказывает об этом «История русской музыки» (см.: История русской музыки. Т. I. М., 1983. С. 132—133.):

Иван Грозный был большим знатоком церковного пения и даже сам до некоторой степени проявил себя как автор в области литургической поэзии. В певческих рукописях XVII века сохранились две стихиры на слова Грозного, авторство которого устанавливается надписями: «Творение царя Иоанна деспота российского», «Творение царево». Одна из них посвящена памяти митрополита Петра, отмечавшейся в день его смерти 21 декабря, другая — сретению Владимирской богоматери (23 нюня). Самый выбор «сюжетов» весьма показателен. Митрополит Петр, умерший в 1326 году, был деятельным пособником московских князей в их борьбе за объединение русских земель под своей эгидой, союзником и духовным наставником Ивана Калиты. Фактическое перенесение им митрополии в Москву положило начало ее церковной гегемонии. Позже Петр был канонизирован, и его прах в 1479 году помещен во вновь выстроенном Успенском соборе, на одной из икон которого имеется изображение первого московского митрополита, выполненное мастерами школы Дионисия. «Чудотворная» икона Владимирской богоматери считалась национальной религиозной святыней, и ее перенос в Москву должен был подчеркнуть роль новой столицы как единственной законной наследницы и хранительницы всего духовного достояния русского народа. Таким образом оба праздника имели не столько церковное, сколько политическое значение.

В настоящее время установлена принадлежность Грозному еще одного любопытного произведения духовной поэзии — «Канона Ангелу Грозному воеводе», подписанного псевдонимом Парфений Уродивый, к которому царь — писатель и публицист — прибегал и в другой сфере своего литературного творчества. Если в двух ранее известных стихирах утверждались основы официальной идеологии московского единодержавия, то канон обязан своим происхождением скорее мотивам личного, автобиографического характера. Д. С. Лихачев, обращая внимание на пронизывающий всю эту довольно большую по объему литургическую поэму страх смерти, сопоставлял ее с «Завещанием» Ивана Грозного, написанным, по предположению большинства исследователей, в 1572 году, после двух походов на Новгород и учиненных там жестоких расправ. В это время Иван Грозный тяжело болел и в ожидании скорой смерти был охвачен покаянным настроением.

Свои литургические тексты Грозный писал на закрепившиеся уже в богослужебной практике традиционные напевы. Для двух стихир указаны подобны «Киими похвальными венцы» и «О дивное чудо», встречающиеся уже в рукописях XII века. В «Каноне Ангелу Грозному воеводе» для каждой из восьми имеющихся в нем песен даны указания на определенный ирмос из числа входящих в постоянный состав русских ирмологиев.

Иван Грозный. Духовные песнопения. Слушать онлайн. Видео

Иван IV Грозный. Стихиры на Преставление Святителя Петра, митрополита Московского и Всея Руси, и на Сретение иконы Владимирской Богоматери. Исполняет Мужской хор Издательского отдела Московского Патриархата «Древнерусский распев». Регент и художественный руководитель Анатолий Гринденко. Академия Православной музыки. Санкт-Петербург, Капелла, 8.07.2014.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Русская музыка с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>