Сегодня, 17 июля, русскому советскому композитору Алексею Львовичу Рыбникову (р. 1945) исполняется 75 лет.
Песня «Я тебя никогда не забуду» Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского. История создания
Песня «Ты меня на рассвете разбудишь» является, наверное, самым узнаваемым и любимым произведением Алексея Рыбникова. Оно было написано на стихи Андрея Вознесенского для рок-оперы «Юнона и Авось», поставленной режиссёром Марком Захаровым на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола. Премьера оперы 9 июля 1981 года прошла с оглушительным успехом, утвердив в репертуаре Ленкома ещё один хит («Юнона и Авось» не сходит со сцены этого театра по сей день), а песня «Ты меня на рассвете разбудишь», как говорится, ушла в народ. Но всего этого могло бы и не быть, если бы…
поэт Андрей Вознесенский не был влюблен в актрису Татьяну Лаврову и не написал в 1977 году под воздействием своего чувства стихотворение «Сага», ставшего текстовой основой будущей песни; если бы он не создал немного раньше, в 1970 году, поэму «Авось», рассказывающую историю любви русского путешественника Николая Резанова к шестнадцатилетней Консепсьон де Аргуельо; если бы Алексею Рыбникову не понравился сюжет и главный герой поэмы. Хотя пройти мимо такого сюжета, наверное, было бы невозможно.
В 1806 году, во время кругосветного путешествия на двух парусниках — «Юнона» и «Авось», граф Николай Петрович Резанов (1764—1807) останавливается в Сан-Франциско, где влюбляется в дочь губернатора Консепсьон де Аргуельо (1791—1857). Несмотря на большую разницу в возрасте между ней и Резановым, Кончита отвечает взаимностью. Они обручаются. Граф едет в Петербург, чтобы испросить разрешение на брак, но по дороге умирает в Красноярске. Кончита не выходит замуж и ждёт своего возлюбленного более 30-ти лет. Получив же достоверное известие о его смерти, уходит в монастырь, где и умирает в 1857 году.
Конечно, такой сюжет не мог не заинтересовать Алексея Рыбникова.
Когда А. Вознесенский пришёл на спектакль смотреть «Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты», он предложил свою поэму «Авось». — вспоминал много лет спустя композитор. — Там были замечательные стихи, которые вошли потом в спектакль. Некоторые стихи я вообще взял из ранее им написанного, в том числе «Ты меня на рассвете разбудишь». Это стихотворение называлось «Сага». И много нового он написал для этого спектакля.
Заинтересовали композитора и характеры главных героев. А. Рыбников:
Все думали и считали, может, и до сих пор считают, что это модель Ромео и Джульетты, модель влюблённой пары, хотя разница у них в возрасте, разница вероисповеданий, национальностей. А для меня это была всегда модель Гамлета. Терзаемый, раздираемый чувствами Н.П. Резанов, потерпевший полное фиаско в свои сорок, жизнь прожита, он похоронил жену, ищет чего-то нового, хочет что-то новое создать в своей жизни. И совершает невероятное путешествие. С кучкой матросов, их было совсем немного, пересекает Тихий океан и хочет вдохнуть новую жизнь в Русскую Америку. У него ничего не получается.
Он терпит поражение и в любви тоже, потому что Кончита, которая его полюбила, по большому-то счёту, не могла наполнить его жизнь. На самом деле вот такой сильнейший характер, который не находит в себе возможности для воплощения и трагически погибает. Это, в общем, для России очень типично было.
Н.П. Резанов был похож на диссидентов 70-х годов. Те тоже все рвались в Америку. Но у А. Вознесенского хватило мудрости написать слова, что «свободы нет ни здесь, ни там». Поэтому такой мятущийся, заблуждающийся, трагический Н.П. Резанов был достаточно близок и мне, и, как выяснилось, тем, кто потом смотрел спектакль. Очень многие могли себя отождествить с ним.
О том же, как была написана знаменитая песня, композитор вспоминает следующим образом:
Обычно такие вещи рождаются не от усидчивости, не от перенапряжения. В момент, когда получается, это происходит в какие-то считанные секунды, и практически действительно сам ты не замечаешь, как. Но на сей раз это произошло в присутствии Марка Захарова, которому я просто сымпровизировал, эту мелодию сыграл. И очень важны здесь посторонние уши. Потому что, когда сам играешь или что-то сочиняешь, ты никогда не определишь, будет мелодия популярной, не будет популярной, хит это, шлягер ли. Невозможно самому определить. А М. Захаров тогда сразу услышал и говорит: «Во-во-во-во. Больше ничего не надо искать, нормально». Я говорю: «Может как-то ещё поискать, что-то посложнее сделать, поинтереснее?» «Нет-нет, — отвечает, — ничего не надо». Потом уже по реакции других людей я тоже понял, что действительно получилось. Хотя сам я бы на эту мелодию так не среагировал, если бы кто-то мне не сказал, не понял бы, что это такое.
Источник цитат Алексея Рыбникова: История создания «Юноны и Авось»
Песня «Я тебя никогда не забуду». Ноты
Инструмент: ноты и аккорды;
Тональность: ми-минор;
Уровень сложности: начальный;
Источник: Популярный справочник-песенник. Москва, 1990.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Я тебя никогда не забуду». Текст
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду,
Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
И качнется с бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
1977
Оригинальное название стихотворения — «Сага». В песне обычно используются 1-е, 2-е, 4-е и 7-е четверостишия.
Песня «Я тебя никогда не забуду». Слушать онлайн. Видео
«Я тебя никогда не забуду» («Ты меня на рассвете разбудишь»). Песня Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского. Исполняет Николай Караченцов и Елена Шанина. Телеверсия рок-оперы «Юнона и Авось». Московский театр имени Ленинского комсомола. Режиссёр Марк Захаров. 1983 г.