Александр Пушкин и Михаил Глинка

В день рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837) продолжаем глинкинскую тему. Нижеследующая статья расскажет о том, какие отношения связывали великого поэта и великого композитора.

Что связывало Александра Пушкина и Михаила Глинку

Рождён под пение соловья

русский композитор Михаил Глинка

Глинка Михаил Иванович (1804—1857) — русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса.

Сказывают: на рассвете того дня, 20 мая 1804 года, когда Михаил Глинка первым криком возвестил о своем приходе в этот мир, под окнами новоспасского дома ему ответил соловей. На Смоленщине май, а по новому стилю начало июня — самая соловьиная пора. И серенький солист, небось, всю ночь пел-заливался, да роженице было не до него. И лишь разрешившись от бремени, Евгения Андреевна заметила: соловей поет.

К музыке Миша проявил пристрастие рано и несколько необычно. В кухне господского дома маленький барин на радость нянькам и прочей челяди довольно точно воспроизводил на медных кастрюлях перезвон колоколов сельской церкви. Чем бы дитя не тешилось… Но вот однажды крепостные музыканты Афанасия Андреевича, дяди будущего композитора, приехав в Новоспасское, устроили концерт, и мальчик потерял покой. Домашний учитель заметил воспитаннику, что на всех уроках он думает только о музыке. «Что же делать? Музыка — душа моя», — был ответ ученика.

Музыка — это хорошо, но не мешало бы, однако, образование получить, к службе приуготовиться. И тринадцатилетнего мальчика отвезли в Петербург, где при Главном педагогическом институте только что открылся Благородный пансион. Сюда, в двухэтажный дом на Фонтаке, у Калинкина моста, частенько хаживал Александр Пушкин. Во-первых, здесь воспитывался его младший брат — Лев, во-вторых, преподавал лицейский собрат Вильгельм Кюхельбекер, пардон, Вильгельм Карлович. В этом доме и подали впервые друг другу руки будущий великий поэт и будущий великий композитор.

В отроческие и юношеские годы Михаил Глинка настойчиво и с каким-то азартом занимался игрой на скрипке и фортепиано, посещал оперу. Он не бросил эти занятия и после поступления в 1824 году на службу в Главное управление путей сообщения. Впрочем, служил Глинка недолго, всего четыре года, да и то с перерывами. Вскоре после восстания декабристов, свидетелем которого он был (его даже подозревали в укрывательстве «бунтовщика» Кюхельбекера), Глинка, взяв отпуск, уехал на родину. А в 1828 году вообще подал в отставку.


художник Кипренский. Портрет Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837). Портрет работы Ореста Кипренского (1827)

Тогда-то и возобновилось прерванное на восемь лет общение начинающего композитора и возвращенного из ссылки Пушкина, ставшего к тому времени известным всей читающей России. Встречались они у Дельвига на мызе Приютино, принадлежащей президенту Академии художеств Алексею Николаевичу Оленину, позже у Жуковского, Одоевского, самого Глинки, Козлова, Подтверждения этих встреч мы находим в дневнике дочери Оленина Анны Алексеевны, в воспоминаниях Анны Петровны Керн, в других документах той поры.

Тепличные условия воспитания в раннем детстве сказались на здоровье Глинки. Михаил Иванович часто и подолгу болел, старался больше жить в деревне. Но это мало помогало и, в конце концов, он выехал на лечение за границу — в Германию и Италию. В этой поездке, надо думать, он решил «убить двух зайцев» — избавиться от «болячек», а заодно познакомиться с музыкальной жизнью Европы. Через три года он вернулся из Италии зрелым композитором.

Отношения между Пушкиным и Глинкой ни прежде, ни теперь, когда один возглавил русскую поэзию, а другой готовился принять «бразды правления» в русской музыке, не были особенно близкими. С той самоотверженной мужской дружбой, которая связывала поэта с Дельвигом, Пущиным, Нащокиным, они так и не сравнялись. Но оба, несомненно, пристально следили за творчеством друг друга. Мы точно знаем, когда они вступили на стезю соавторства. В 1828 году Михаил Иванович обработал народную мелодию, привезенную из Грузии Грибоедовым, а Пушкин написал для нее слова. Так родился романс «Не пой, красавица, при мне». В тридцатых и сороковых годах Глинка положил на музыку несколько пушкинских стихотворений, и среди них шедевр любовной лирики «Я помню чудное мгновенье». Это плод глубокого чувства поэта к Анне Петровне Керн, а композитора — к ее дочери — Екатерине Ермолаевне.

Двадцать седьмого ноября 1836 года состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). И Пушкин, переживавший в то время трагедию интриг, анонимок, грязных слухов, на премьере, однако, присутствовал. А 13 декабря был на устроенном Александром Всеволожским дружеском обеде в честь автора оперы, участвовал в сочинении шуточных экспромтов. Напомню их вам.

Михаил ВИЕЛЬГОРСКИЙ:
Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка
Уж не Глинка, а фарфор.

Петр ВЯЗЕМСКИЙ:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея — Глинку
От Неглинной до Невы.

Василий ЖУКОВСКИЙ:
В честь столь славные новинки
Грянь, труба и барабан.
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан.

Александр ПУШКИН:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

А вот что писал Владимир Одоевский, тонкий знаток музыки:


«С Оперою Глинки является то, что давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

Вскоре после гибели Пушкина Михаил Иванович садится за новую оперу — «Руслан и Людмила». Это был музыкальный памятник великому русскому поэту, которого Глинка пережил, как мы знаем, на двадцать лет. Прожил он, впрочем, не очень много — пятьдесят три года, да еще не полных. Отпевали его в той же церкви, что и Александра Сергеевича. Так скрестились их посмертные пути. Но не в последний раз. Ведь каждый год, почти одновременно — в июне, во многих городах и весях России отмечаются пушкинский праздник поэзии и праздник русской музыки, посвященный Глинке.

Источник: Соколов В. Д. Рядом с Пушкиным: Портреты кистью и пером. Харьков, 1991.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике История, Русская музыка с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>