В день рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837) продолжаем глинкинскую тему. Нижеследующая статья расскажет о том, какие отношения связывали великого поэта и великого композитора.
Что связывало Александра Пушкина и Михаила Глинку
Рождён под пение соловья
Сказывают: на рассвете того дня, 20 мая 1804 года, когда Михаил Глинка первым криком возвестил о своем приходе в этот мир, под окнами новоспасского дома ему ответил соловей. На Смоленщине май, а по новому стилю начало июня — самая соловьиная пора. И серенький солист, небось, всю ночь пел-заливался, да роженице было не до него. И лишь разрешившись от бремени, Евгения Андреевна заметила: соловей поет.
К музыке Миша проявил пристрастие рано и несколько необычно. В кухне господского дома маленький барин на радость нянькам и прочей челяди довольно точно воспроизводил на медных кастрюлях перезвон колоколов сельской церкви. Чем бы дитя не тешилось… Но вот однажды крепостные музыканты Афанасия Андреевича, дяди будущего композитора, приехав в Новоспасское, устроили концерт, и мальчик потерял покой. Домашний учитель заметил воспитаннику, что на всех уроках он думает только о музыке. «Что же делать? Музыка — душа моя», — был ответ ученика.
Музыка — это хорошо, но не мешало бы, однако, образование получить, к службе приуготовиться. И тринадцатилетнего мальчика отвезли в Петербург, где при Главном педагогическом институте только что открылся Благородный пансион. Сюда, в двухэтажный дом на Фонтаке, у Калинкина моста, частенько хаживал Александр Пушкин. Во-первых, здесь воспитывался его младший брат — Лев, во-вторых, преподавал лицейский собрат Вильгельм Кюхельбекер, пардон, Вильгельм Карлович. В этом доме и подали впервые друг другу руки будущий великий поэт и будущий великий композитор.
В отроческие и юношеские годы Михаил Глинка настойчиво и с каким-то азартом занимался игрой на скрипке и фортепиано, посещал оперу. Он не бросил эти занятия и после поступления в 1824 году на службу в Главное управление путей сообщения. Впрочем, служил Глинка недолго, всего четыре года, да и то с перерывами. Вскоре после восстания декабристов, свидетелем которого он был (его даже подозревали в укрывательстве «бунтовщика» Кюхельбекера), Глинка, взяв отпуск, уехал на родину. А в 1828 году вообще подал в отставку.
Тогда-то и возобновилось прерванное на восемь лет общение начинающего композитора и возвращенного из ссылки Пушкина, ставшего к тому времени известным всей читающей России. Встречались они у Дельвига на мызе Приютино, принадлежащей президенту Академии художеств Алексею Николаевичу Оленину, позже у Жуковского, Одоевского, самого Глинки, Козлова, Подтверждения этих встреч мы находим в дневнике дочери Оленина Анны Алексеевны, в воспоминаниях Анны Петровны Керн, в других документах той поры.
Тепличные условия воспитания в раннем детстве сказались на здоровье Глинки. Михаил Иванович часто и подолгу болел, старался больше жить в деревне. Но это мало помогало и, в конце концов, он выехал на лечение за границу — в Германию и Италию. В этой поездке, надо думать, он решил «убить двух зайцев» — избавиться от «болячек», а заодно познакомиться с музыкальной жизнью Европы. Через три года он вернулся из Италии зрелым композитором.
Отношения между Пушкиным и Глинкой ни прежде, ни теперь, когда один возглавил русскую поэзию, а другой готовился принять «бразды правления» в русской музыке, не были особенно близкими. С той самоотверженной мужской дружбой, которая связывала поэта с Дельвигом, Пущиным, Нащокиным, они так и не сравнялись. Но оба, несомненно, пристально следили за творчеством друг друга. Мы точно знаем, когда они вступили на стезю соавторства. В 1828 году Михаил Иванович обработал народную мелодию, привезенную из Грузии Грибоедовым, а Пушкин написал для нее слова. Так родился романс «Не пой, красавица, при мне». В тридцатых и сороковых годах Глинка положил на музыку несколько пушкинских стихотворений, и среди них шедевр любовной лирики «Я помню чудное мгновенье». Это плод глубокого чувства поэта к Анне Петровне Керн, а композитора — к ее дочери — Екатерине Ермолаевне.
Двадцать седьмого ноября 1836 года состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). И Пушкин, переживавший в то время трагедию интриг, анонимок, грязных слухов, на премьере, однако, присутствовал. А 13 декабря был на устроенном Александром Всеволожским дружеском обеде в честь автора оперы, участвовал в сочинении шуточных экспромтов. Напомню их вам.
Михаил ВИЕЛЬГОРСКИЙ:
Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка
Уж не Глинка, а фарфор.
Петр ВЯЗЕМСКИЙ:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея — Глинку
От Неглинной до Невы.
Василий ЖУКОВСКИЙ:
В честь столь славные новинки
Грянь, труба и барабан.
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан.
Александр ПУШКИН:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
А вот что писал Владимир Одоевский, тонкий знаток музыки:
«С Оперою Глинки является то, что давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»
Вскоре после гибели Пушкина Михаил Иванович садится за новую оперу — «Руслан и Людмила». Это был музыкальный памятник великому русскому поэту, которого Глинка пережил, как мы знаем, на двадцать лет. Прожил он, впрочем, не очень много — пятьдесят три года, да еще не полных. Отпевали его в той же церкви, что и Александра Сергеевича. Так скрестились их посмертные пути. Но не в последний раз. Ведь каждый год, почти одновременно — в июне, во многих городах и весях России отмечаются пушкинский праздник поэзии и праздник русской музыки, посвященный Глинке.
Источник: Соколов В. Д. Рядом с Пушкиным: Портреты кистью и пером. Харьков, 1991.