235 лет назад родился русский композитор Александр Алябьев (1787—1851).
Александр Алябьев. Краткая биография. Музыкальное творчество. Вокальные произведения
Краткая биография
АЛЯБЬЕВ
Александр Александрович [4 (15 по новому стилю) августа 1787, Тобольск — 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1851, Москва] — русский композитор. Детские годы провёл в Тобольске, где отец Алябьева занимал пост губернатора. В 1796 семья Алябьева переехала в Петербург, в 1804 — в Москву. Музыке будущий композитор обучался под руководством И. Я. (И. Г.) Миллера. С юных лет он проявил творческую одарённость (первые сочинения изданы в 1810). В 1812 вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов, был ранен и награждён орденами за боевые заслуги. По окончании Отечественной войны 1812 Алябьев поселился в Петербурге, сблизился с кружком литературных и театральных деятелей (А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской, И. И. Сосницкий, писатели-декабристы А. А. Бестужев и П. А. Муханов, композитор А. Н. Верстовский). С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6.I.1825), создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах.
В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость композитора к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи композитора. В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений. В 1832—1833 Алябьев жил на Кавказе, в 1833—1834 — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан в 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским. Тяжело больной, Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы. К числу его последних произведений относятся песни на слова поэта-демократа Н. П. Огарёва.
Музыкальное творчество Алябьева
Вокальное творчество Алябьева
Вокальное творчество Алябьева тесно связано с традициями русского городского фольклора начала XIX в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Среди них общенародную популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и другие), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и других. Опираясь на достижения русской литературы, он расширил содержание романса и в своём вокальном творчестве вышел за рамки традиционных любовно-лирических тем.
Особое место в творчестве Алябьева занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Их отличают лаконизм, сила и глубина музыкального выражения. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 1830-х гг. («Песни Баяна» на слова Языкова и другие). В произведениях 1840-х гг. Алябьев обращается к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени (петербургские повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произв. А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»).
Обогащая тематику русского романса, Алябьев стремился к обновлению средств музыкальной выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии. Характерные особенности музыкального языка Алябьева — частое применение органных пунктов и остинатных фигураций, обострение ладовых тяготений путём альтерации, красочное сопоставление одноименных тональностей (мажора и минора). Эти приёмы свидетельствуют о творческом освоении композитором новых тенденций музыкального романтизма.
Камерно-инструментальная музыка
Театральное наследие Алябьева
Мало изучено театральное наследие Алябьева. Тяжёлое положение ссыльного препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произведения, большей частью незавершённые, остались в рукописях (исполнялись только сочинения начала 1820-х гг. — водевили, балет, опера «Лунная ночь»). Между тем в театральной музыке конца 1820 — начала 1840-х гг. композитор разрабатывал большие темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театральной инсценировке поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У. Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» — по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). В последней своей опере «Аммалат-Бек» (на сюжет повести А. А. Бестужева-Марлинского) Алябьев использовал записанные им на Кавказе народные напевы. Творчество Алябьева — одно из ярких явлений русской культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические тенденции с глубокой жизненной правдой образов.
Источник: О. Е. Левашева. Алябьев Александр Александрович // Музыкальная энциклопедия — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982.
Песня о «Соловей». Слушать онлайн. Видео
Песня «Соловей» («Соловей мой, соловей, голосистый соловей») Александра Алябьева на стихи Антона Дельвига. Исполняет Евгения Мирошниченко в сопровождении камерного оркестра под управлением Захария Кожарского. Фрагмент фильма-концерта «Образы». 1978 г.
Музыкальные сочинения Александра Алябьева:
оперы — Лунная ночь, или Домовые (1822, поствлена в 1823, Большой театр, Петербург), Буря (1830-е гг.), Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена), Волшебная ночь (1838—1839, не окончена), Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841—1843), Аммалат-Бек (1842—1847);
оперы-водевили, в том числе Новая шалость, или Театральное сражение (совместно с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург), Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва), Хлопотун, или Дело мастера боится (совместно с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва), Проситель (совместно с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва), Встреча дилижансов (совместно с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совместно с Верстовским и Шольцем, 1825, там же), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совместно с Верстовским, 1825, там же), Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и другие;
балет — Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827);
пролог «Торжество муз» на открытие Большого театра (совместно с Верстовским и Шольцем, 1824, исполнен в 1825);
мелодрама Кавказский пленник (на текст одноименной поэмы А. С. Пушкина, 1828?);
кантаты;
для оркестра, в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы;
для духового оркестра, в том числе увертюры;
инструментальные ансамбли — 3 струнных квартета (№ 1, Es-dur, 1815; № 3, g-moll, 1825), 2 фортепианных трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834), фортепианный квинтет (1815?), соната для скрипки и фортепиано (1834), квартет для 4 флейт, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и другие;
пьесы и циклы вариаций для разных инструментов;
фортепианные пьесы, в том числе соната, танцы;
хоры и хоровые обработки собственных сочинений;
романсы для голоса с фортепиано (свыше 150);
вокальные ансамбли;
обработки народных песен, в том числе Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изданы в 1834, М., 1961), Азиатские песни (1833—1835?) и другие;
музыка к драматическим спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и другие.
Литература об Александре Алябьеве:
Тимофеев Г. Н., А. А. Алябьев. Очерки жизни и творчества, М., 1912;
Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.—Л., 1930;
его же, Композиторы 1-й половины XIX века. Русская классическая музыка, выпуск 1, М., 1945;
Попов С. С., Алябьев. Биографический очерк, «Советская музыка», 1937, No 5;
Штейнпресс Б. С., А. А. Алябьев в тобольской ссылке. Новые страницы биографии, «Советская музыка», 1940, No 10;
его же, А. А. Алябьев в войнах 1812—1814 гг. Новые страницы из биографии, в книге: Уральский современник, альманах 6, Свердловск, 1942;
его же, Композитор пушкинской поры, «Советская музыка», 1952, No 11;
его же, Александр Алябьев и Денис Давыдов, «Советская музыка», 1955, No 5;
его же, Страницы из жизни Алябьева, М., 1956;
его же, У истоков русского ориентализма, «Советская музыка», 1959, No 8;
его же, Алябьев в изгнании, М., 1959;
его же, Первый музыкальный сборник украинских народных песен, в книге: Голоса украинских песен, изданные Мих. Максимовичем, М., 1961;
Доброхотов Б. В., А. А. Алябьев (Исторические концерты. Государственный центральный музей музыкальной культуры. Московская государственная филармония), М., 1947;
его же, А. А. Алябьев. Камерно-инструментальное творчество, М.—Л., 1948;
его же, Народные песни в записях и обработках Алябьева, в сборнике: Вопросы музыкознания, том 2, М., 1956;
его же, Александр Алябьев. Творческий путь, М., 1966;
Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959;
Музалевский В. И., Русское фортепьянное искусство, Л., 1961;
Раабен Л. Н., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961;
Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка, М., 1963.