Александр Алябьев. Биография. Творчество

235 лет назад родился русский композитор Александр Алябьев (1787—1851).


Александр Алябьев. Краткая биография. Музыкальное творчество. Вокальные произведения

Краткая биография

русский композитор Александр Алябьев

Александр Александрович Алябьев (1787—1851), русский композитор, автор опер, балетов, камерно-инструментальной и театральной музыки, романсов, в том числе «Соловей» на стихи Дельвига и «Нищая» на стихи Беранже.

АЛЯБЬЕВ
Александр Александрович [4 (15 по новому стилю) августа 1787, Тобольск — 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1851, Москва] — русский композитор. Детские годы провёл в Тобольске, где отец Алябьева занимал пост губернатора. В 1796 семья Алябьева переехала в Петербург, в 1804 — в Москву. Музыке будущий композитор обучался под руководством И. Я. (И. Г.) Миллера. С юных лет он проявил творческую одарённость (первые сочинения изданы в 1810). В 1812 вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов, был ранен и награждён орденами за боевые заслуги. По окончании Отечественной войны 1812 Алябьев поселился в Петербурге, сблизился с кружком литературных и театральных деятелей (А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской, И. И. Сосницкий, писатели-декабристы А. А. Бестужев и П. А. Муханов, композитор А. Н. Верстовский). С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6.I.1825), создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах.

В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость композитора к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи композитора. В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений. В 1832—1833 Алябьев жил на Кавказе, в 1833—1834 — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан в 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским. Тяжело больной, Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы. К числу его последних произведений относятся песни на слова поэта-демократа Н. П. Огарёва.


Музыкальное творчество Алябьева

Деятельность Алябьева развёртывалась в период становления русской музыкальной классики. В своих произведениях он отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вокальное творчество Алябьева: с ним вошли в русский романс темы высокого гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия, протеста против социального гнёта. Важным для формирования композитора было общение с А. С. Грибоедовым, поэтами-декабристами, поэтом-партизаном Д. В. Давыдовым. Работая в разнообразных жанрах, Алябьев внёс большой вклад в русскую музыку. Однако дореволюционное музыкознание оценивало Алябьева только как мастера романса, автора знаменитой песни «Соловей»; большая часть его наследия долгое время оставалась достоянием архивов. Советские музыковеды и композиторы (Б. В. Доброхотов, И. В. Иордан, Г. В. Киркор, Б. С. Штейнпресс) опубликовали значительную часть неизданных сочинений композитора.


Вокальное творчество Алябьева

Алябьев в Тобольске. Памятник

Памятник Александру Алябьеву в Тобольске.

Вокальное творчество Алябьева тесно связано с традициями русского городского фольклора начала XIX в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Среди них общенародную популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и другие), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и других. Опираясь на достижения русской литературы, он расширил содержание романса и в своём вокальном творчестве вышел за рамки традиционных любовно-лирических тем.

Особое место в творчестве Алябьева занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Их отличают лаконизм, сила и глубина музыкального выражения. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 1830-х гг. («Песни Баяна» на слова Языкова и другие). В произведениях 1840-х гг. Алябьев обращается к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени (петербургские повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произв. А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»).

Обогащая тематику русского романса, Алябьев стремился к обновлению средств музыкальной выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии. Характерные особенности музыкального языка Алябьева — частое применение органных пунктов и остинатных фигураций, обострение ладовых тяготений путём альтерации, красочное сопоставление одноименных тональностей (мажора и минора). Эти приёмы свидетельствуют о творческом освоении композитором новых тенденций музыкального романтизма.


Камерно-инструментальная музыка

Значителен вклад Алябьева в отечественную камерно-инструментальную музыку. Среди многочисленных камерных ансамблей композитора выделяются 2 струнных квартета (№ l и № 3), фортепианное трио a-moll, соната для скрипки с фортепиано. В этих произведениях принципы классического сонатного цикла органически сочетаются с элементами русской песенности. Таковы медленная часть 3-го квартета (на тему песни «Соловей»), 1-я часть и финал форткпианного трио, пронизанные интонациями русской народной песни и бытового романса. По своему художественному облику эти произведения близки камерным ансамблям М. И. Глинки, созданным также в 1820—1830-е гг. К лучшим образцам раннего русского симфонизма принадлежат одночастная симфония e-moll, увертюра f-moll, оперные увертюры, балетная музыка. Большое внимание уделял Алябьев и духовой музыке (марши, увертюры для духового оркестра).


Театральное наследие Алябьева

Мало изучено театральное наследие Алябьева. Тяжёлое положение ссыльного препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произведения, большей частью незавершённые, остались в рукописях (исполнялись только сочинения начала 1820-х гг. — водевили, балет, опера «Лунная ночь»). Между тем в театральной музыке конца 1820 — начала 1840-х гг. композитор разрабатывал большие темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театральной инсценировке поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У. Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» — по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). В последней своей опере «Аммалат-Бек» (на сюжет повести А. А. Бестужева-Марлинского) Алябьев использовал записанные им на Кавказе народные напевы. Творчество Алябьева — одно из ярких явлений русской культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические тенденции с глубокой жизненной правдой образов.


Источник: О. Е. Левашева. Алябьев Александр Александрович // Музыкальная энциклопедия — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982.


Песня о «Соловей». Слушать онлайн. Видео

Песня «Соловей» («Соловей мой, соловей, голосистый соловей») Александра Алябьева на стихи Антона Дельвига. Исполняет Евгения Мирошниченко в сопровождении камерного оркестра под управлением Захария Кожарского. Фрагмент фильма-концерта «Образы». 1978 г.


Музыкальные сочинения Александра Алябьева:

оперыЛунная ночь, или Домовые (1822, поствлена в 1823, Большой театр, Петербург), Буря (1830-е гг.), Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена), Волшебная ночь (1838—1839, не окончена), Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841—1843), Аммалат-Бек (1842—1847);
оперы-водевили, в том числе Новая шалость, или Театральное сражение (совместно с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург), Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва), Хлопотун, или Дело мастера боится (совместно с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва), Проситель (совместно с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва), Встреча дилижансов (совместно с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совместно с Верстовским и Шольцем, 1825, там же), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совместно с Верстовским, 1825, там же), Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и другие;
балетВолшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827);
пролог «Торжество муз» на открытие Большого театра (совместно с Верстовским и Шольцем, 1824, исполнен в 1825);
мелодрама Кавказский пленник (на текст одноименной поэмы А. С. Пушкина, 1828?);
кантаты;
для оркестра, в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы;
для духового оркестра, в том числе увертюры;
инструментальные ансамбли — 3 струнных квартета (№ 1, Es-dur, 1815; № 3, g-moll, 1825), 2 фортепианных трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834), фортепианный квинтет (1815?), соната для скрипки и фортепиано (1834), квартет для 4 флейт, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и другие;
пьесы и циклы вариаций для разных инструментов;
фортепианные пьесы, в том числе соната, танцы;
хоры и хоровые обработки собственных сочинений;
романсы для голоса с фортепиано (свыше 150);
вокальные ансамбли;
обработки народных песен, в том числе Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изданы в 1834, М., 1961), Азиатские песни (1833—1835?) и другие;
музыка к драматическим спектаклямБуря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и другие.

Литература об Александре Алябьеве:

Тимофеев Г. Н., А. А. Алябьев. Очерки жизни и творчества, М., 1912;
Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.—Л., 1930;
его же, Композиторы 1-й половины XIX века. Русская классическая музыка, выпуск 1, М., 1945;
Попов С. С., Алябьев. Биографический очерк, «Советская музыка», 1937, No 5;
Штейнпресс Б. С., А. А. Алябьев в тобольской ссылке. Новые страницы биографии, «Советская музыка», 1940, No 10;
его же, А. А. Алябьев в войнах 1812—1814 гг. Новые страницы из биографии, в книге: Уральский современник, альманах 6, Свердловск, 1942;
его же, Композитор пушкинской поры, «Советская музыка», 1952, No 11;
его же, Александр Алябьев и Денис Давыдов, «Советская музыка», 1955, No 5;
его же, Страницы из жизни Алябьева, М., 1956;
его же, У истоков русского ориентализма, «Советская музыка», 1959, No 8;
его же, Алябьев в изгнании, М., 1959;
его же, Первый музыкальный сборник украинских народных песен, в книге: Голоса украинских песен, изданные Мих. Максимовичем, М., 1961;
Доброхотов Б. В., А. А. Алябьев (Исторические концерты. Государственный центральный музей музыкальной культуры. Московская государственная филармония), М., 1947;
его же, А. А. Алябьев. Камерно-инструментальное творчество, М.—Л., 1948;
его же, Народные песни в записях и обработках Алябьева, в сборнике: Вопросы музыкознания, том 2, М., 1956;
его же, Александр Алябьев. Творческий путь, М., 1966;
Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959;
Музалевский В. И., Русское фортепьянное искусство, Л., 1961;
Раабен Л. Н., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961;
Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка, М., 1963.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Русская музыка, Русская песня с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>