19 мая исполняется 100 лет со дня образования Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.
Песня «Взвейтесь кострами» Сергея Кайдан-Дешкина на стихи Александра Жарова. История создания
![Александр Жаров советский поэт Александр Жаров](http://www.norma40.ru/images/avtory/zharov-aleksandr.jpg)
Жаров Александр Алексеевич (1904—1984), русский советский поэт. В поэме «Гармонь» (1926) — быт деревни, образы комсомольцев 1920-х гг. Стихи, тексты популярных песен (сборник «Счастье в каждый дом», 1975).
Сейчас с главным музыкальным произведением советской пионерии связано множество слухов и домыслов, поэтому, как представляется, будет нелишним обратиться к воспоминаниям одного из её создателей — поэта Александра Жарова, который оставил нам рассказ о том, как создавалась первая советская песня для детей.
Грозный и благословенный 1917 год! Люди моего поколения с трепетом в сердце вспоминают осень этого года: шумные митинги в городах и селах, чувство необыкновенного подъема и боевой настороженности, атмосфера свежести и новизны жизни, и над всем этим — песня. Песня на улицах и площадях, в заводских и фабричных дворах, на сельских сходах, в школьных коридорах, на вокзалах и пристанях.
Мне кажется, что в России никогда так много и так охотно не пели, как в послеоктябрьские дни.
И неудивительно, что преобладала в те дни песня мажорная, утверждающая бесповоротность свершившегося, зовущая на подвиг во славу Революции.
Старые русские, украинские, белорусские песни, даже самые любимые народом, были временно отодвинуты в сторону. В первый ряд встали песни политические, представляющие собой прямой или косвенный отклик на события тех дней.
В первый ряд выдвигались и старые песни революционного подполья. Вырвавшись на свободу, они становились как бы новыми для громадного большинства людей, в особенности для молодежи.
![Атрибуты пионерии Пионерские атрибуты](http://www.norma40.ru/images/chords/pionmarch-01.jpg)
Атрибуты Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина
В третьем томе книги «Воспоминания о Ленине» старый большевик П. Заславский живо воспроизводит момент после субботника 1 Мая 1920 года на набережной Москвы-реки, когда участвовавший в субботнике Ленин активно поддержал работниц Даниловской мануфактуры, пожелавших песню спеть. Ленин первым подхватил слова:
Лейся вдаль, наш напев, мчись кругом, —
Над миром наше знамя реет.
В том же воспоминании П. Заславского приводится реплика Ленина рабочему с Замоскворецкой электростанции Трофимову, вслух возмечтавшему о гармони, чтоб под гармонь песни пелись…
Владимир Ильич сказал:
— Вот кончим войну, Тула будет не винтовки, а гармони да самовары выпускать…
Но враги не желали кончать войну. Они из кожи вон лезли, пытаясь подавить Революцию. Туле было не до самоваров и не до гармоней, когда, воспетый Демьяном Бедным, тревожный гудок «звучал, как набат, над трудящимся людом»:
Вставай, поднимайся, рабочий народ!
Насильник стоит у ворот.
……………………………………………………
Гуди же, гудок! Всему миру поведай,
Что все мы умрем иль вернемся с победой!
Эти строки, опубликованные в «Правде», явно перекликались с песней, родившейся несколько раньше:
Смело мы в бой пойдем
За власть Советов.
И, как один, умрем
В борьбе за это.
Победить или умереть! — этот девиз великой армии труда был одним из главных мотивов песен гражданской войны.
![Обещание юного пионера Советского Союза обещание пионера СССР](http://www.norma40.ru/images/chords/pionmarch-02.jpg)
Торжественное обещание юного пионера Советского Союза
Песни двадцатых и тридцатых годов создавались в поиске нового. Композиторы и поэты как бы подтвердили изречение Генриха Гейне: «Новое время — новые птицы, новые птицы — новые песни». Но новаторство лучших советских песен неотделимо от традиции народности, национальной самобытности.
В юном возрасте я оказался причастным к созданию первых советских песен. Дело было весной 1922 года. Комсомольцы того времени, к числу которых принадлежал и я, задумали новое дело — решили позаботиться о своей смене, о новом поколении строителей коммунизма — создать организацию юных пионеров.
В Центральном Комитете комсомола на совещаниях обсуждались задачи и дела будущей организации, ее порядки. Говорилось и о пионерской работе в школе, и о летнем отдыхе в лагерях, о больших сборах и спортивных занятиях, о пионерских кострах.
На одном из совещаний присутствовала Надежда Константиновна Крупская. Она очень заинтересовалась нашим начинанием. Высказывала свои соображения, давала ценные советы.
![Пионерские значки виды пионерских значков](http://www.norma40.ru/images/chords/pionmarch-03.jpg)
Различные виды пионерских значков
Мы знали, что идея создания пионерской организации одобрена Центральным Комитетом Коммунистической партии. Но нам еще интересней было узнать: известно ли об этом лично Владимиру Ильичу Ленину?
Кто-то решился задать вопрос Надежде Константиновне. Она как будто удивилась вопросу и ответила:
— Как же Владимиру Ильичу не знать о таком важном начинании? Знает, конечно! И очень одобрительно относится к нему.
Присутствующие зааплодировали. А Надежда Константиновна продолжала:
— Создание детской коммунистической организации — дело большое. Такое дело нельзя без песни начинать. Позаботьтесь, товарищи, чтобы у первых пионеров своя песня была. Своя, советская!..
О характере будущей песни разговор в ЦК комсомола шел уже без Н. К. Крупской. Все согласились, что песня должна быть светлой, бодрой, маршевой.
— Но кто напишет ее?
Секретарь ЦК О. Тарханов, подводя итоги обсуждения, заявил:
— Песня нужна обязательно и срочно. А напишет ее тот из нас, кто стихи сочинять наловчился. Вот, например, наш секретарь отдела печати Саша Жаров. Ему и поручим. Дадим двухнедельный срок… Так и запишем в протоколе.
![Клятва делу Ленина-Сталина клятва бороться за дело Ленина-Сталина](http://www.norma40.ru/images/chords/pionmarch-04.jpg)
В сталинские времена пионеры давали клятву бороться за дело Ленина-Сталина
Скажу прямо: меня ошеломило это почетное поручение. Я был тогда недостаточно опытным поэтом, стихи писал, некоторые из них печатались, но писать песню это другое дело. Если даже какие-то слова напишутся, то откуда музыку возьмешь?
Своему старшему товарищу, с которым я познакомился на лекции в Московском университете, знаменитому чапаевцу Дмитрию Фурманову я поведал о своем отчаянии:
— Не смогу я ничего написать… Положение безвыходное…
— Почему безвыходное?
— Потому, что Тарханов сказал, что меня из комсомола исключат, если не напишу…
— У большевиков не бывает безвыходного положения, — сказал Фурманов и поведал мне историю о том, как в 1919 году малограмотные красноармейцы ухитрились сочинить песенку одного из полков Чапаевской дивизии: «Сочиняли на мотив церковного песнопения. Получилось не то, что надо. Но ведь не поэты, да и никаких музыкантов себе на помощь на фронте не могли найти… А ты в Москве живешь и говоришь — „безвыходное положение“».
![Кайдан-Дешкин советский композитор Кайдан-Дешкин](http://www.norma40.ru/images/avtory/kaydan-deshkin.jpg)
Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин (1901—1972), советский композитор, автор музыкы к 60 спектаклям, песен и романсов на стихи русских поэтов, однако единственным популярным у широкой аудитории его произведением был и остаётся пионерский марш «Взвейтесь кострами».
В Москве в том году тоже нелегко было найти музыканта, который взялся бы за сочинение мелодии пионерской песни.
Мои товарищи, работники ЦК комсомола рассудили так:
— Главное, это за какой-нибудь хороший мотив зацепиться, а дальше у тебя, Саша, дело пойдет…
И они, мои товарищи, двинулись в культпоход вместе со мною. Искали мотив в московских музыкальных театрах, на концертах. В Большом театре не один, а два раза слушали оперу Гуно «Фауст».
Всем нам особенно приглянулся в этой опере один кусочек, один музыкальный ход в великолепном «Марше солдат». Во второй раз я даже сумел расслышать в нем и запомнить слова:
Башни с зубцами,
Нам покоритесь!
Гордые девы,
Нам улыбнитесь!..
Мои друзья, вернувшись в общежитие, напевали эти строки, несколько упрощая музыку Гуно. А мне важен был ритмический рисунок. Я ухватился за «башни с зубцами», днем и ночью, наяву и во сне отстукивал я в такт ногой или рукой строчку за строчкой.
Это была «техническая» работа сознания, но сочеталась она с творческой работой воображения. Сначала вспоминал рассказанный Фурмановым эпизод, в котором явственно виделся мне привал чапаевцев в холодной степи, дрожащие звезды в небе, а на земле пламя костров. Бойцы греются вокруг каждого из них. Потом грезились другие костры и мягкие языки пламени. Я мысленно завязывал их, — получался красный галстук, точно такой, какой был показан на совещании в ЦК комсомола. Пионерский галстук! В таких галстуках соберутся в красочный круг девочки и мальчики, юные пионеры… Кругов будет много — во всех городах, в селах, в поселках и в станицах… И все круги озаренного революцией детства сомкнутся вокруг праздничных костров, бросающих в синее небо жаркие искры…
![Бороться за дело Ленина-Сталина расти смелым и храбрым](http://www.norma40.ru/images/chords/pionmarch-05.jpg)
Чтобы успешно бороться за дело Ленина-Сталина пионер должен был расти смелым и храбрым
«Башни с зубцами», — говорю я про себя, а громко произношу: «Взвейтесь кострами!» «Нам покоритесь», — слышится мне, а выговаривается: «Синие ночи»… Вот приблизительно та частица творческих размышлений, в результате которых возникли мои строки:
Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы — пионеры,
Дети рабочих.
Все остальное писалось уже легче. Оставалась одна трудность, — это чтобы каждый восьмистрочный куплет заканчивался одними и теми же словами. Товарищи, которые подбадривали меня, говорили: «Эх, хорошо бы как-нибудь вставить в песню призыв: „Будь готов!“». Это мне удалось сделать:
Близится эра
Светлых годов.
Клич пионера:
Всегда будь готов!
И вот родилась песня. Только без музыки. Тем не менее мы в своем кругу пели ее на тот мотив, который сложился у нас путем упрощения мотива, взятого из оперы «Фауст». Именно с этим мотивом несколько комсомольских работников, моих друзей, пошли на заседание секретариата ЦК комсомола. Пошли вместе со мной. Дирижерами были самые музыкально одаренные — братья Андрей и Артемий Брюхановы. Спели песню раз и два. Во второй раз пели вместе с секретарем. Секретариат «в общем» одобрил представленное ему сочинение, но записал решение: «Уточнить мелодию, записать ее, чтобы было грамотно в музыкальном отношении».
Занялся этим не композитор, и даже не очень опытный музыкант, а наш юный товарищ, ученик музыкального техникума Сергей Дешкин (Кайдан). Его и провозгласили мы автором музыки первой песни пионеров.
![Обязанность всегда говорить правду всегда говорить правду](http://www.norma40.ru/images/chords/pionmarch-06.jpg)
Пионер должен был всегда говорить правду, однако на деле, конечно, не всегда выходило так
А первый костер, на котором под аккомпанемент духового оркестра громко прозвучал ставший пионерским гимном марш «Взвейтесь кострами», состоялся в Москве, на территории нынешнего Сокольнического парка культуры и отдыха. Собрались там не только пионеры и комсомольцы, но и многие родители, в большинстве рабочие-железнодорожники. Были тут и партийные руководители, и журналисты.
Пел поначалу детский хор. А потом подхватили все:
Радостным шагом
С песней веселой
Мы выступаем
За комсомолом.
Этот куплет с особым подъемом звучал в устах комсомольцев. Верным помощникам партийцев-ленинцев приятно было то, что и за ними идет смена, вместе с ними устремленная в коммунизм. В числе почетных гостей этого исторического пионерского сбора был и Дмитрий Андреевич Фурманов.
— Какое чудесное лесное собрание получилось! Природа прекрасно участвовала в нем! А искры от костра летят в синеву, зарницы образуют… Зарницы нашего великого будущего! — так говорил товарищ Фурманов своему земляку, седому большевику, рабочему из Иваново-Вознесенска, приехавшему с ним на костер. А мне он сказал в тот вечер:
— Поздравляю, Саша. Песня-то, кажется, получилась. Ты расскажи, как она у тебя писалась, по какому методу?
Я рассмеялся и ответил:
— По методу чапаевцев… Спасибо, Митяй!
![Советский плакат «Пионерская клятва» плакат «Пионерская клятва»](http://www.norma40.ru/images/chords/pionmarch-player.jpg)
Плакат советских времён «Пионерская клятва»
Песня… Если спросить, какую роль она играет в моей жизни, то я отвечу: она и есть в значительной мере — моя жизнь. С песней связана комсомольская юность, в песне родились первые мои поэтические строки. Песня как верный спутник всегда с нами — в радости и печали, в труде и в бою. Песня — голос моего сердца, но мне особенно дорога песня как душа народа. Она — своеобразная летопись времен и поколений. Нетленны страницы этой летописи, составляющие нашу советскую песенную классику.
Давным-давно отшумели события гражданской войны на Дальнем Востоке, а песенное сказание о героях подвига в районе станции Волочаевка живо и поныне. Это всем известная песня П. Парфенова «По долинам и по взгорьям». Песня-долгожительница, она вдохновляла на подвиги наших бойцов на фронтах Великой Отечественной войны наравне с новыми песнями, такими, как «Священная война» А. В. Александрова и В. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Блантера и М. Исаковского, «Прощай, любимый город» В. Соловьева-Седого и А. Чуркина, «Тачанка» К. Листова и М. Рудермана, и другими, нисколько не устаревшими, навсегда молодыми. Правдивы строки В. Лебедева-Кумача:
На стоянке и в походе, у колодца, у костра
Песня с нами всюду ходит, как подруга и сестра.
В том-то и сила лучших наших песен, что они рождались в кипении народной жизни, в азарте боевых и трудовых подвигов! Крылатые слова «нам песня строить и жить помогает» наполнены и ныне новым смыслом.
Эти важные качества особенно необходимы человеку нового времени — и для освоения сокровищ земной природы, и в завоевании космоса, и в быту.
Беранже называл песню «социальным барабаном». И у нас в России под громкую или приглушенную барабанную дробь Революция выводила на улицы песни подполья: «Варшавянку», «Беснуйтесь, тираны», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы» и многие другие.
Так зарождалась традиция советской песни — героической и задушевно-лирической, наполненной благородством человеческих чувств. Дело новой талантливой плеяды наших поэтов и композиторов утверждать и развивать эту традицию.
Источник: А. Жаров. Взвейтесь кострами // Рассказы о песнях. Москва, 1985.
Песня «Взвейтесь кострами». Ноты
![«Взвейтесь кострами». Ноты С. Кайдан-Дешкин, А. Жаров. Взвейтесь кострами. Ноты для голоса и аккорды](http://www.norma40.ru/images/noty/kaydan-deshkin_vzveytes-kostrami_chords-01.jpg)
Ноты песни «Взвейтесь кострами» Сергея Кайдан-Дешкина на стихи Александра Жарова.
Инструмент: ноты для голоса и аккорды;
Тональность: до мажор;
Уровень сложности: начальный;
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Взвейтесь кострами». Текст
Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры, —
Дети рабочих.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
Радостным шагом,
С песней весёлой
Мы выступаем
За комсомолом.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
Грянем мы дружно
Песнь удалую
За пионеров
Семью мировую.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
1922
Песня «Взвейтесь кострами». Слушать онлайн. Видео
Гимн пионерской организации (песня «Взвейтесь кострами, Синие ночи!») Сергея Кайдан-Дешкина на стихи Александра Жарова. Исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Виктора Попова. 1973 г.
Может, всё-таки плагиат, раз музыка из “Фауста” и текст тоже им навеян?
Никто толком ничего не слушает, только транслирует глупости из интернета. Послушайте “Марш солдат” из “Фауста” Гуно, а потом “Взвейтесь кострами”. Ничего общего!
Согласен, ничего общего.