Песня «Утром, вечером и днём». История. Ноты. Видео

18 февраля родился российский композитор Алексей Матусов (р.1950).


Песня «Утром, вечером и днём» Алексея Матусова на стихи Ники Турбиной. История создания

российский композитор Алексей Матусов

Алексей Анатольевич Матусов (р. 1950), российский композитор и музыкальный педагог; участник ВИА «Санкт-Петербург», «Великая комбинация», «Зенит»; автор ораторий «Сотворение мира» и «Екклезиаст. Томление духа», мюзикла «Аэлита» по мотивам одноимённой повести А. Н. Толстого, а также нескольких сотен песен на стихи русских и советских поэтов; музыкальный руководитель и композитор театра «Аквариум» в Санкт-Петербурге.

Поэтической основой песни Алексея Матусова «Утром, вечером и днём» стало одноимённое стихотворение Ники Турбиной, написанное в 1982 году в возрасте восьми лет.

Сейчас имя этой поэтессы мало что говорит массовому читателю, но в начале 1980-х годов её поэтическое творчество и личность были одной из излюбленных тем многих газетных статей, посвящённых поэзии. Газеты писали о маленькой девочке из Ялты, страдающей от ночных кошмаров, которой, начиная с четырёх лет, некий ночной голос стал надиктовывать «строчки совсем недетских, мощных, убедительных стихов». Утром эти стихи записывали мама и бабушка Ники.

Бабушка Ники, Людмила Карпова, работала в ялтинской гостинице, где часто останавливались литературные знаменитости. Однажды там поселился писатель Юлиан Семёнов, автор знаменитого Штирлица, и Людмила Карпова уговорила его прочитать стихи своей внучки. Семёнов не поверил в авторство четырёхлетнего ребёнка, однако стихи ему понравились, и поэтому по его просьбе в Ялту отправилась корреспондентка газеты «Комсомольская правда», чтобы разобраться в ситуации. Дело в том, что дедушкой Ники был известный поэт Анатолий Никаноркин, который, по мнению скептиков, мог быть автором стихотворений чудо-ребёнка.

Как бы то ни было, корреспондентка поверила в авторство Ники, и вскоре, в номере «Комсомольской правды» от 6 марта 1983 года, вышла подборка из 10 стихотворений под заголовком «Ищу друзей» с предисловием Юлиана Семёнова и статьёй В. Николаевой «Встреча с Никой», что произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ника Турбина стала звездой. Начался недолгий период её поэтической славы с теле- и радиоэфирами, концертами в домах отдыха, где за каждое выступление платили 150 рублей (для сравнения: начинающий инженер получал в Советском Союзе 120). Нику взял «под своё крыло» известный поэт Евгений Евтушенко. С его помощью в 1984-м году был издан первый сборник стихов под названием «Черновик». В следующим году Евтушенко сопровождал Нику в Италию, где она получила одну из самых престижных поэтических премий — венецианский «Золотой лев» (до неё эту награду вручали только Анне Ахматовой). Последним триумфом Ники стала поездка с концертами в Америку. После неё начался период забвения, в котором было второе замужество матери и рождение сводной сестры, предательство «дяди Жени» Евтушенко, вычеркнувшего Нику из своей жизни, гражданский брак с 76-летним швейцарцем, любовь к зелёному змию и трагическая гибель. Но это, как говорится, совсем другая история, не имеющая столь важное значение для темы нашей небольшой заметки. Интересно другое.


советский поэт Ника Турбина

Ника Георгиевна Турбина (1974—2002), русская советская поэтесса, написавшая практически все стихотворения в детском возрасте, автор двух прижизненных поэтических сборников: «Черновик: Первая книга стихов» (1984) и «Ступеньки вверх, ступеньки вниз...» (1990).

Сама ли Ника писала стихи или кто-то ей помогал?

На этот вопрос ответил наиболее осведомлённый в нём человек. Дадим слово биографу Ники Турбиной Александру Ратнеру, автору книг «Тайны жизни Ники Турбиной» (2018) и «Ника Турбина и около неё» (2020).

Я убеждён, что с самого начала, с рождения Ники, её мать, Майя Никаноркина, писавшая среднего уровня стихи и всегда интересовавшаяся поэзией, а в особенности мужчинами-поэтами, решила создать такой миф, легенду о девочке-поэте. Стихи Майи не дотягивали до «хороших» на взрослом уровне, но, как написанные от лица ребенка, выглядели гениальными.

На самом деле Ника действительно плохо спала ночами, но не из-за астмы (которая беспокоила её в основном днем), а из-за психического нездоровья. Когда она была совсем маленькой, во сне она выкрикивала какие-то слова, обрывки фраз, которые дописывались, додумывались, и наутро ребёнку говорили, что она ночью надиктовала стих. Маленького ребёнка не трудно в чём-то убедить, ведь правда? Потом эти стихи Ника заучивала, но неохотно.

Ника взрослела, и убеждённая в своей гениальности, уже сама наговаривала строки, Майя подтолкнула Нику к творчеству. Когда у Ники стали прорываться её собственные стихи, Майя всегда была на подхвате — подсказывала ей отдельные мысли, помогала искать рифмы. В выходные дни к ним присоединялась бабушка, Людмила Карпова, тоже поэтесса, и они уже втроём играли в стихосложение — по очереди придумывали строчки, пока не выстраивалось стихотворение.

Майя форсировала события, и заставляла Нику постоянно сочинять стихи, даже вместо домашних уроков и прогулок во дворе. Если Ника сопротивлялась такому нажиму, то она подсказывала темы, просила подумать, — выдавливала из неё стихи, как из тюбика. Потом заставляла их заучивать и дрессировала читать под любимого поэта Вознесенского. Так создавался проект Ники Турбиной.

На это можно, конечно, возразить, что подобное утверждение — чистейшей воды злопыхательство, вызванное завистью бездарности к гению, но, к сожалению, есть и другие доказательства, подтверждающие слова Александра Ратнера.

Обратим внимание на то, когда Ника перестаёт писать стихи. Это период второго замужества её матери: у Майи Никаноркиной рождается вторая дочь и просто не остаётся времени для занятий поэтическими экзерсисами. Но главное даже не это. Достаточно внимательно перечитать «Черновик», оставив в стороне фантастическую версию о таинственном голосе, чтобы понять, что многие фразы и образы не могли быть созданы 8—10-летним ребёнком.

Вот стихотворение «Черновик», давшее название всему сборнику:

Жизнь моя — черновик,
На котором все буквы — созвездия…
Сочтены наперёд все ненастные дни.
Жизнь моя — черновик.
Все удачи мои, невезения
Остаются на нём
Как надорванный выстрелом крик.

Ну ладно, сравнить буквы с созвездиями ребёнок ещё может, а вот разбить определениями на составляющие фразеологизм «чьи-то дни сочтены» — вряд ли. «Как надорванный выстрелом крик». Выстрел обычно прекращает крик, а надрывается голос. Уподобление крика голосу, да ещё и не столь явное, тоже не из детского репертуара.

А вот стихотворение «Евгению Евтушенко», стоящее в сборнике сразу после «Утром, вечером и днём»:

Вы — поводырь, а я — слепой старик.
Вы — проводник. Я еду без билета!
Иной вопрос остался без ответа,
И втоптан в землю прах друзей моих.
Вы — глас людской. Я — позабытый стих.

Спрашивается: где дошкольник с несформированным абстрактым мышлением, не умеющий к тому же читать, взял архаизмы «прах» и «глас»? Или услышал и оценил выражение «глас людской», восходящее к латинской поговорке Vox populi, vox Dei, а через неё к произведениям Гомера и Гесиода?

Список примеров можно было бы продолжить, тем самым всё более и более подтверждая слова поэта Валентина Берестова, что это «не очень талантливые стихи взрослой женщины». Но не всё так грустно. В лучших стихотворениях первого поэтического сборника Ники Турбиной, путь и отредактированных взрослой рукой, мы находим непосредственное детское миросозерцание, непосредсвенные ощущения ребёнка от картин смены дня и ночи, в которых чувство страха может соседствовать с чувством радости и надежды, того ребёнка, который создаёт свою собственную, порой ему одному понятную мифологию.

К таким стихотворениям относится «Утром, вечером и днём», впервые опубликованное в газете «Советский Крым» от 29 августа 1982 года и вошедшее в сборник «Черновик», увидевший свет 11 декабря 1984 года.


Песня «Утром, вечером и днём». Ноты

А. Матусов, Н. Турбина. Утром, вечером и днём. Ноты для голоса в сопровождении гитары (аккордовая цифровка и ритмический рисунок)

Ноты песни «Утром, вечером и днём» Алексея Матусова на стихи Ники Турбиной.

Инструмент: ноты для голоса в сопровождении гитары (аккордовая цифровка и ритмический рисунок);

Тональность: ми минор;

Уровень сложности: начальный;

Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
А. Матусов, Н. Турбина. Утром, вечером и днём. Ноты для голоса в сопровождении гитары (аккордовая цифровка и ритмический рисунок)


Песня «Утром, вечером и днём». Текст

Утром, вечером и днём
Думай только лишь о том,
Как на город ночь садится,
Словно филин за окном.

Утром, вечером и днём
Ночь тихонько входит в двери,
Ноги вытерев у входа,
Будто опасаясь встретить
Лучик дня,
Который прыгал
Час назад по одеялу…

Утром, вечером и днём
Думай только лишь о том,
Как ночами страшно воет
Ветер, что живёт в трубе.

Как врывается он в окна,
С криком раскрывая ставни,
Листья жёлтые прилипнут
К мокрому от слёз стеклу…
Не люблю я ночью думать
О тревожных, страшных сказках,
Лучше буду засыпать я…
Утром, вечером и днём.

1982


Песня «Утром, вечером и днём». Слушать онлайн. Видео

Песня «Утром, вечером и днём» («Утром, вечером и днём, думай только лишь о том») Алексея Матусова на стихи Ники Турбиной. Исполняет Денис Агер. 2013 год.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Советская песня с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>