Гимн пионерии. История создания песни

Гимн пионерии («Взвейтесь кострами, синие ночи»). История создания песни

Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина сегодня исполняется 96 лет. Кроме горна, барабана, красного галстука и девиза «Будь готов!» эта организация прочно ассоциируется с песней Сергея Кайдан-Дешкина на стихи Александра Жарова «Взвейтесь кострами, синие ночи». Об истории создания Гимна пионерии рассказывает известный советский поэт Евгений Долматовский в своей книге «Рассказы о твоих песнях».


Евгений Долматовский. Марш юных пионеров

советский плакат «Пионерская клятва»

Пионерская клятва. Пионерский плакат времён Советского Союза

Пионерских песен много, их поют весело и задорно на всех языках и наречиях нашей Родины, а их у нас больше ста. Пионерские песни очень разные, но их всегда можно узнать по характеру, и всегда в них присутствует местоимение «мы». Мне кажется, что это чувство общности, чувство коллектива, выраженное в песнях, происходит из одного истока.

В первых революционных песнях местоимение «я», характерное для народных песен прежних времен, с глубоким смыслом заменилось словом «мы».


«В бой роковой мы вступили с врагами» («Варшавянка»).

«Мы — кузнецы, и дух наш молод».

«Наш паровоз, вперед лети! В коммуне — остановка».

«Мы — молодая гвардия».

«Нас не сломит нужда, не согнет нас беда» (это из песни «Коммунары не будут рабами»).

«Мы — красная кавалерия».

«Смело мы в бой пойдем».

Конечно же, «Интернационал» — «Мы наш, мы новый мир построим» — был внутренней основой, определившей характер и направленность революционных песен.

И у пионерских песен есть свой исток, ручейком вылившийся из моря песен великого нового времени.

Сколько ни появляется пионерских песен, как ни известны и любимы песни, созданные за многие годы, все же самой главной и самой дорогой пионерской песней остается первая, та, с которой создавалась пионерская организация,— «Взвейтесь кострами, синие ночи».

Автор этой песни — комсомольский поэт Александр Жаров. Обработка музыки принадлежит Сергею Дешкину, музыканту, так же как и Жаров, одному из первых комсомольцев.

Интересно то, что первая пионерская песня появилась одновременно с созданием пионерской организации, а вернее, чуть раньше.


советский поэт Евгений Долматовский

Евгений Долматовский (1915—1994)

Сейчас это трудно себе представить, но в первые годы после Октября пионерской организации не было. Кое-где существовали отряды бойскаутов, буржуазной детской организации для мальчиков, созданной на английский манер.

Комсомолу партией было поручено продумать, какой должна быть детская коммунистическая организация. Поначалу было придумано только название — Юные пионеры.

Александр Жаров вспоминает, что на одном из совещаний, предшествовавших созданию пионерской организации и проходивших в мае 1922 года в Центральном Комитете комсомола, присутствовала Надежда Константиновна Крупская. Это ей, жене и товарищу Владимира Ильича, принадлежала идея создания песни пионеров.

Комсомольцу Саше Жарову поручили написать песню, да еще и в двухнедельный срок. Это было продиктовано наивной и трогательной верой и в силу комсомольского поручения, и в творческие возможности своего собственного комсомольского поэта.

Александр Жаров до того дня, когда на него свалилось это ответственное комсомольское поручение, вообще не пробовал писать песни. Так же как в случае с «Молодой гвардией», о которой речь пойдет дальше, сложность задачи усугублялась тем, что свои поэты у комсомола были, а композиторов не было.

Еще до того как были написаны слова, комсомольский поэт и его товарищи пустились на розыски мотива, который годился бы для пионерской песни. Поиски завели их в Большой театр, на представление оперы «Фауст». Особенно понравился комсомольцам «Марш солдат» композитора Гуно. Он-то и стал музыкальной основой для первой песни юных пионеров. Во всяком случае, Жаров писал о синих ночах, об алом знамени, повторяя про себя ритм этой песни из «Фауста».

К тому времени уже было придумано не только название организации — «Пионерская»,— но и пионерская заповедь «Пионер — всем пример», пароль «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!».

Все это и стало содержанием песни, которую Жаров должен был сочинить за две недели.

Вглядываясь в далекую даль и вновь вспоминая самую главную пионерскую песню, разбирая ее, что называется, по косточкам, я чувствую, что на писавшего ее поэта влияли не только деловые наставления товарищей по комсомолу, но и обаяние оперы «Фауст», могущество музыки, обрушившейся на рабочего парня, впервые восседавшего в алом бархатном кресле торжественного зала Большого театра.

Не отсюда ли такие строчки:

Грянем мы дружно
Песнь удалую…

Не отсюда ли несколько выспреннее слово «эра», сталкивающееся в песне с естественными комсомольскими словами «дружной гурьбою».

Комсомольские работники сочли, что их задание Саша Жаров, в общем-то, выполнил, но ритм из буржуазного «Фауста» — это еще не то, что нужно для пионерской песни. Комсомольцу Сергею Дешкину было поручено придать музыке композитора Гуно иной характер.

Сергей Дешкин по-своему обработал знаменитый марш, приспособил его для пионерского горна.

Счастливо родилась пионерская организация. Она сразу, с первого дня, имела свой чудесный символ — красный галстук, свой пароль и отзыв, свою трубу и барабан и свою песню «Взвейтесь кострами, синие ночи». Сколько красногалстучных поколений связало с этой песней свои первые шаги в революционных рядах!


Взвейтесь кострами. Текст

Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры,—
Дети рабочих.
Близится эра
Светлых годов.
Клич пионера:
Всегда будь готов!

Радостным шагом,
С песней веселой
Мы выступаем
За комсомолом…
Близится эра
Светлых годов.
Клич пионера:
Всегда будь готов!

Мы поднимаем
Алое знамя.
Дети рабочих,
Смело — за нами!
Близится эра
Светлых годов.
Клич пионера:
Всегда будь готов!

Грянем мы дружно
Песнь удалую
За пионеров —
Семью боевую!
Близится эра
Светлых годов.
Клич пионера:
Всегда будь готов!


Рубрика: Советская песня | Метки: , , , , , | Добавить комментарий

Превед медвед!

8 мая (с подачи сами знаете кого) Госдума утвердила кандидатуру Дмитрия Медведева на пост премьер-министра Российской Федерации.


Новый премьер Российской Федерации

Сергей Корсун, карикатура «Привет, Медведев!»

Привет, Медведев! Карикатура Сергея Корсуна

По сравнению с признанными мастерами политического словоблудия муза Дмитрия Анатольевича Медведева может показаться косноязычной и неказистой. Но это только на первый взгляд. Взяв труд понапряжённее присмотреться к речетворчеству этого несомненного гения, мы обнаружим истинные перлы политического красноречия. Вот некоторые из них.


Февраль 2008 года. Красноярский экономический форум

«В основе нашей политики должен лежать принцип, который считаю, несмотря на всю его очевидность, важнейшим в деятельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип “Свобода лучше, чем несвобода”. Эти слова — квинтэссенция человеческого опыта».


Июль 2008 года. Совещание в Смоленской области

«Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Надо, чтобы и наши правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес… В нашей стране очень важное значение имеют сигналы. Вот считайте, что этот сигнал дан».


Сентябрь 2008 года. Встреча с предпринимателями в Ростове-на-Дону

«Членство России в ВТО — это не морковка, которую нам все время предлагают в качестве такого приза за хорошее поведение, а это просто необходимость для того, чтобы Россия была полноценным интегральным участником международных экономических процессов».


Сентябрь 2008 года. Совещание по развитию Магаданской области

«Я вот вас послушал, я понимаю, очень много сложностей. Бюрократический аппарат у нас крайне тяжелый. Запускают по два, по три раза по одному кругу. Но если трудностей так много, вам так тяжело работать, откажитесь от проекта. Давайте мы у вас лицензию заберем. Или работайте. Скулить не надо».


Декабрь 2009 года. Критика доклада главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова

«Моя не реплика уже, а приговор. Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается».


Май 2016 года. Рабочий визит в Крым

«Просто денег нет сейчас. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья».


Август 2016 года. Фестиваль «Территория смыслов»

«Самое главное — это личный выбор. Знаете, меня часто об этом спрашивают и по учителям, и по преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Ну, вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот».


Апрель 2017 года. По поводу расследования Фонда борьбы с коррупцией

«Делается все по принципу такого компота. Берут там всякую разную муть, чушь всякую собирают про моих знакомых людей, про людей, про которых я вообще никогда не слышал, про какие-то места где я бывал, и про какие-то места, про которые я тоже никогда не слышал. Собирают какие-то бумажки, фотографии, одежду. Потом создают вот такой продукт».

Само собой разумеется, личность такого масштаба просто обязана остаться в веках. Тема «превед-медвед в российской истории» ещё ждёт своих Пушкиных и Лермонтовых. Но пусть нижеследующей скромная песенка будет первым блином, который, как известно, всегда комом.


Песня про Медведа. Слушать онлайн

Песня про Медведа. Переделка песни Виктора Купревича на слова Анатолия Горохова «Пингвины». 1964 г.


Песня про Медведа. Текст

В Тридевятом царстве жили люди,
Свято исполняя свой гражданский долг,
Но не знали люди, что же будет,
Какой ещё прискачет к обеду волк.

Было их немало в том союзе,
Лысые, с усами и с бровями даж,
Поклонялись свято кукурузе
И в антивоенный впадали раж.

Вот однажды люди смотрят ящик,
Ясности по ящику – в помине нет,
Лишь одно понятно: чаще, чаще
Прыгает по ящику большой медвед.

Испугались люди: это что же?
Значит, наступает сразу всем конец.
И взмолились люди: Боже, Боже,
Пошли нам лучше волка пасти овец.

Но ответил людям небожитель:
Не смотрите, люди, что он неказист,
Он компьютер знает, знает Твиттер,
И у Запесоцкого большой юрист.

Он всему обучен, честно слово,
Знает на пятёрку даже весь букварь,
Делает гимнастику, ни-ни – спиртного,
А приклеить бороду – так просто царь.

Вы чего хотите, люди, сами,
Чем вам не подходит небольшой медвед?
Счас пошлю вам быстро вон того с усами –
Будет вам свобода, будет Интернет.

И привыкли люди понемногу,
Дорог золотник, и не смотри, что мал,
И благодарят они за это Бога:
Спасибо говорят ему, что не шакал.


Рубрика: Наша жизнь, Советская песня | Метки: , , , , , , , | Добавить комментарий

Почему мы победили в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая 2018-го года, годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне.


Мы победили, потому что были вместе?

плакат «Мы победили, потому что были вместе»

Вот такой плакат можно встретить на улицах Петербурга

В день 9 мая как-то не хочется выдавливать из себя пустопорожние фразы и засорять эфир бездумным словоблудием. Этого добра и без меня вокруг полным-полно. Взять хотя бы нынешнюю официальную пропаганду.

На многих стендах города висит плакат «Мы победили, потому что были вместе». Правильно ли такое утверждение? На мой взгляд, не совсем. Конечно, все знают выражение «В единстве — сила», но, если подвергнуть его более пристальному рассмотрению… Окажется, что сила может быть разной (не только созидательной, но и разрушительной), да и единство может быть не только в мужестве и доблести, но и в трусости, подлости, предательстве и так далее по списку.

Но пусть тот, кто сейчас читает эти строки, поймёт меня правильно. Я вовсе не хочу сказать, что единства в доблести, мужестве, храбрости и желании «разгромить, уничтожить врага» не было. Ещё как было! И словосочетание «массовый героизм советских воинов» — не пустая фраза.

Моя мысль состоит лишь в том, что единство это не причина, а следствие, внешнее проявление какой-то недоступной для досужего наблюдателя психологической особенности советского человека.

Любая война, в конечном счёте, сводится к уничтожению физической силы противоборствующих сторон, т.е. к смерти отдельно взятых участников боевых действий, а как с ней, со смертью-то быть?

Ведь трудно себе представить ситуацию, когда сотни и даже тысячи людей охвачены одним единым желанием умереть через несколько дней или даже часов. Инстинкт-то самосохранения никто не отменял! А в экстремальных ситуациях он порой действует эффективнее любого приказа или идеологического принуждения.

Тогда в чём же дело?

Все мы знаем бесчисленное количество примеров героизма, достойных восхищения самопожертвований, которые числятся среди подвигов советских бойцов, но каков был мотив их поступков? Какой психологический механизм действовал в данном случае? Ненависть к врагу? Желание освободить мир от коричневой чумы? Любовь к Родине? Обожание партии и правительства?

Думается, что ни одно, ни другое, ни третье.

Это потом тому или иному поступку (безусловно героическому и достойному восхищения) дали идеологическую мотивацию, изначально же было совсем другое:

Мы победили, потому что научились умирать. И в этом была наша сила.


Страх смерти не имеет ничего общего с жаждой жизни. Тот, кто на самом деле жаждет жить, не боится смерти. Ожидающий смерти боится её.

Эта мысль принадлежит русскому советскому философу, социологу, писателю и публицисту — Александру Александровичу Зиновьеву (1922—2006), который в период Великой Отечественной войны служил в штурмовой авиации.

Одно из художественных произведений Зиновьева, жанр которых писатель обозначил как социологических роман, носит название «Гомо советикус». Оно было опубликовано в 1982-м году на Западе и является как бы итогом размышлений Зиновьева о социальной и психологической природе советского человека, а глава «Гомо советикус»‘а, из которой была заимствована вышеприведённая цитата, называется «Готовься к смерти».

Будет нелишним привести и другие строки этой главы, посвящённые своеобразной науке умирать hominis sovetici, т.е. советского человека по Александру Зиновьеву.


Александр Зиновьев. Гомо Советикус. Отрывок из главы «Готовься к смерти»

русский советский логик, философ, социолог и писатель Александр Зиновьев

Выдающийся русский советский логик, социальный философ, социолог и писатель Александр Александрович Зиновьев (1922—2006)

Научись смотреть на себя со стороны, и тебе покажется комичным, как такое мизерное существо ухитряется развить в себе такой грандиозный страх смерти. Тогда ты увидишь, что страх смерти не имеет ничего общего с жаждой жизни. Тот, кто на самом деле жаждет жить, не боится смерти. Ожидающий смерти боится ее. Знай: мертвым безразлично то, что после их смерти остается жизнь.

И не забывай твердить себе каждый раз, как об этом вспомнишь, что ты готов умереть. Лучше это делать без трагического пафоса, спокойно, даже с усмешкой. Мол, все равно все подохнем. Что касается меня, то я готов хоть сейчас. Я все равно все познал. И мне все равно нечего терять. У меня не осталось ничего родного, ничего святого, ничего таинственного. Я готов платить за жизнь адекватную ей плату. Я считаю эту плату справедливой. Но…

Вот в этом-то «но» и состоит суть нашего учения о смерти. Готовность встретить смерть достойно человека и покорность перед лицом смерти суть противоположности. В первом случае человек сражается за жизнь до последнего мгновения, во втором — впадает в панику и капитулирует. Я расскажу вам коротенькую притчу, которую сам услыхал в Москве от одного незнакомого пропойцы.

«В начале войны, — говорил он, — наша часть была разгромлена и окружена. Мы понимали, что были обречены. Нужно сдаваться, решили одни из нас, все равно нам капут. Нужно сражаться до последнего, решили другие: все равно нам капут. Мы пытались переубедить первых, но безрезультатно. Они были парализованы страхом смерти. Бросив оружие, они бросились к врагу — сдаваться. Часть из них убили мы сами как трусов и предателей, остальных добили немцы. Мы же сражались. Эх, как мы тогда дрались! Скольких врагов мы отправили на тот свет! И кое-кто из нас уцелел». — «А ради чего?» — спросил с насмешкой начинающий, критически настроенный алкаш. «Из принципа, — ответил пропойца, — из чисто мужского достоинства. Хотя бы просто так. Погибать, так с музыкой».

Так вот, признав справедливость смерти и выработав в себе готовность умереть, скажи в заключение это замечательное, жизнеутверждающее «но». Скажи себе по-русски: «Погибать, так с музыкой!» И дерись за жизнь. Не проси, не умоляй, а дерись!


Рубрика: Отечественная война, Советский человек | Метки: , , , , | Добавить комментарий

Русский народный календарь. Май

Май. Народный календарь, пословицы, поговорки, приметы, обычаи, традиции

Наступил пятый месяц 2018 года и третий месяц весны — май. В русском народном календаре есть множество обычаев, обрядов и примет, связанных с этим месяцем.


Май-травень. Имя и символика месяца

художник Жуковский. Старая усадьба. Май

Станислав Юлианович Жуковский (1873—1944 ). Старая усадьба. Май (1910)

Чарует нас весенняя природа. Удивляет волшебница. Свежей зеленью покрылись леса, буйствуют не по времени сильной листвой. Словно на месяц вперед ушел апрель — передал маю на Русской равнине летнюю погоду. А май у всех народов любимец. На Руси он издавна олицетворял витязя Победоносца, приносящего радость.

Природа ликует, празднует обновление, утверждая силу жизни, ее величие, вечность, красоту. Земля надевает свой лучший наряд. И это отражено, увековечено в древнем, старославянском названии месяца — травень, травный. Он же — цветень, майник, розоцвет.

Новое наименование — май — перешло на Русь из Византии. Этимологию звонкого слова объясняют по-разному. По одной из версий оно восходит к имени греческой богини Майи — дочери Зевса, матери-кормилицы. Отсюда май — месяц цветов и любви.

Но он же и запрет для проявления высокого чувства. «Рад бы жениться, да май не велит», «В мае жениться — век маяться». Поверье не только советует, но как бы предупреж дает: не до застолий и пиршеств, мол, в пору пробуждения природы, во время великих забот о хлебе.

Некоторые филологи связывают возникновение лукавого поверья с игрой слов «май — маяться». Историки возражают: слишком велика и общенародна география «запрета». Они считают, что дело здесь в сути самого названия. Предлагая его, первый римский царь Ромул отдавал дань старейшинам сената: «майор» в переводе с латинского — большой, высший. Поэтому месяц апогея весны посвящался мудрости долгожителей.

Май действительно полон мудрости и как верховный оракул наделен в народном календаре особыми фенологическими прорицаниями. Его приметы и назидания на целый год распространяются, ко всему относятся.

Апрель с маем — ключ всего сельскохозяйственного года. «Что в апреле зародится, то в мае взрастет, в июне — июле расцветет, созреет, в августе в закрома и амбары схоронится…»


Майский календарь

художник Жуковский. В мае

Станислав Юлианович Жуковский (1873—1944 ). В мае (1899)

1 мая. День Святого Кузьмы (Космы). Сей морковь и свеклу на Кузьму.

2 мая. День Иоанна Ветхопещерника, или Ивана Воинственника. На Ветхопещерника обновляй новину. Крестьяне приносили на поляны свежесотканные холсты и рубахи («новину»), полоскали их в реке, расстилали в поле, чтобы отбелились под солнцем. Холстом нового урожая одаривали Весну: на растеленный на лугу холст ставили пирог и, обращаясь на восток, говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина!» Уходили домой с надеждой, что Весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен, коноплю и рожь.

3 мая. День преподобного Феодора. Федор — окликание предков. На Федора покойники тоскуют по земле.

4 мая. День Прокла. Старики проклинали нечистую силу. Если муравей сытый и чистый — пшеница хорошо уродится. Рано зацвела черемуха — к теплому лету.

5 мая. День преподобного Луки. На Луку сажай на грядки лук. Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит. Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук. Лук да баня все правят. Голо, голо, а луковка во щи есть. Луковую шелуху раскладывали по дому — она изгоняет злых духов и очищает жилище от скверны, а про мелкие печали говорили так: Горе луковое.

6 мая. День памяти великомученика Георгия Победоносца, в народном календаре — Егорьев день (Юрий вешний, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий храбрый, Егорий теплый) Пришел Егорий, и весне не уйти. Егорий храбрый — зиме ворог лютый. Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает. Егорий из-под спуда зелену траву выгоняет. Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой. На Егория — прилет ласточек. Егорий росу спустил. Из-под ноги до Егория не пасется ни корова, ни лошадь. Сена достает: у дурня до Юрья, у разумного — до Николы (22 мая). До Юрья бьют дурня, а после Юрья — и разумного (запас кормов выходит). Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой, а Никола с травой. Егорий теплый — со дня на день жди лета.

7 мая. День Саввы и Евсея, названный в честь преподобного Алексия и мученика Саввы Стратилата. Савва и Евсей — овсы отсей. Овес не князь — любит грязь. Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет. Лягушка с голосом — сей овес. Про нашего Савву распустили славу: не пьет-де, не ест, а зерном мышей кормит!

8 мая. День Марка-ключника, названный в честь апостола Марка. На Марка — прилет певчих птиц стаями. На Марка небо ярко: бабам в избе жарко.

9 мая. День Глафиры Горошницы. В старину, именно в этот день, сажали заговорённый на хороший урожай горох. 9 мая прилетают ласточки.

10 мая. День Семена-ранопашца. Не ленись с плужком — будешь с пирожком. Землю пахать — не в бабки играть. И поедим, и спляшем — только пашню вспашем. На пашне огрехи — в кармане прорехи.

11 мая. День мученика Максима и апостола Ясона, исцелителей от лихорадки. На Ясона ветер тепляк-здоровяк. Теплая и звездная ночь — к урожаю, а ясный восход — к ведренному лету. Солнце на восходе ясное — ясное лето. Звездная ночь — хороший урожай.

12 мая. День Девяти мучеников. Им молились от девяти напастей: чтобы не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не крутило, не слепило, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило.

13 мая. День Якова звездоночного. Теплый вечер и звездная тихая ночь на Якова — к вёдреному, сухому лету.

14 мая. День Еремея запрягальника, яремника, названный в честь пророка Иеремии. На Еремея погоже — уборка хороша. Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея. На Еремея непогода — всю зиму промаешься.

15 мая. День благоверных князей Бориса и Глеба, сеятелей. Соловьиный праздник. Борисов день — соловьиный праздник, начинают петь соловьи. Соберется птичий царь петь в этих числах — весна зацветает дружно. Полевые работы в разгаре. Посевная. Ежели теперь не вспотеть, так зимой и не согреешься. Соловей запел — вода на убыль пошла. Борис и Глеб сеют хлеб.


художник Юон. Майское утро. Соловьиное место. Лигачево

Константин Федорович Юон (1875—1958). Майское утро. Соловьиное место. Лигачево (1915)

16 мая. День Мавры-молочницы. У коров прибавляется молока. Мавра — зеленые щи, молочница (щи из щавеля, огородной зелени, крапивы, сыты коровы зеленью — молока больше). Молоко майских удоев питательно, как никогда, целебно (то же масло, сливки).

17 мая. День Баклушников. В этот день люди заготавливали материал для деревянных ложек. Человек, рожденный в этот день, мог понимать о чем разговаривают животные.

18 мая. День Ирины или Арины рассадницы, память мученицы Ирины. На Арину капусту сажают. Перед тем как дергать рассаду, ее поливают. Так она легче отделяется от земли и меньше теряет тонких корешков. А стало быть, и приживается скорее. Сажая капусту, причитали: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!» Русские умельцы-капустники выращивали кочаны такие огромные, что на международных выставках овощей получали за них самые высшие призы. Петербургский огородник Ефим Грачев в сентябре 1873 года представил на Венскую выставку овощей вилки 70 сантиметров в поперечнике.

19 мая. День Иова горошника, огуречника, росенника (рассадника). День назван в честь праведного Иова Многострадального. На Иова горошника, огуречника, росенника пора сеять горох. Иов-росенник росы распустил.

20 мая. Купальница. В этот день, с раннего утра, ведра с колодезной водой выставляли на солнце, а днем окатывали себя этой водой.

21 мая. День Ивана-Пшеничника. Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу! Не сей пшеницу раньше дубового листа. Дождь — будет много грибов.

22 мая. День Николы вешнего, травного, теплого, или Никольщина (день перенесения мощей святого Николая), важнейшая церковная и аграрная дата. В этот день святому Николаю Угоднику служили молебен, в котором просили его уберечь скот от падежа. Пришел бы Никола, а тепло будет. С Николы — средний посев яровых. С Николы вешнего сади картофель (нижегородская). От Николы осталось двенадцать морозов (утренников) коли не весной, то по Семен день (14 сентября). До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи, не тужи.

23 мая. День Симона Зилота. Время собирать целебные коренья: травы наполнены особенными соками. На Симона Зилота земля именинница — грех пахать.

24 мая. День Мокия или Мокея мокрого, названный в честь священномученика Мокия. Снова и снова чувствуется беспокойство крестьянина за судьбу будущего урожая. Каким-то еще выдастся лето? Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее. Коли на Мокея туманно и багряный восход солнца, а днем дождь,— к мокрому, грозному лету. В день Мокея мокро — все лето таково.

25 мая. День Епифана. Примета вещает: Коли на Епифана утро в красном кафтане — к пожарному лету.

26 мая. День Лукерьи-комарницы. Появляются комары. Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек.

27 мая. День святого мученика Исидора, или Сидора-огуречника. Пора сеять ранние огурцы и лен. Минут Сидоры — пройдут и сиверы (холодные северные ветры). На Сидора сиверко — лето холодное. На Сидора прилетят стрижи и касатки и принесут тепло. На Сидора — первый посев льна.

28 мая. День Пахома-бокогрея, память преподобного Пахомия Великого. Пришел Пахом — запахло теплом. На Пахома тепло — все лето теплое.

29 мая. День Федота-житника, память преподобного Феодота. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой. Придет Федот — последний дубовый листок развернет.

30 мая. День преподобной Евфросинии, в миру Евдокии. Какова Евдокия, таково и лето. Заканчивается сев пшеницы.

31 мая. День Федота-Овсянника. Придет Федот — последний дубовый листок развернет. Дуб одевается, скотина наедается. Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.


Погода в мае

художник Борисов-Мусатов. Майские цветы

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905). Майские цветы (1894)

Май на Русской равнине бывал всяким, но никогда не изменял себе: всегда сглаживал колебания погоды — тепла и холода, ослаблял контрасты дня и ночи. В Москве он вдвое-втрое теплее апреля: его среднемесячная температура здесь 11,6—11,7 градуса.

Нередко этот месяц дерзал жарой и зноем. Нам памятны его жгучие дни, например, в 1970, 1975, 1977, 1979 годах, когда столбик термометра поднимался к отметке 30 градусов. Заметим, что и раньше май иногда бывал теплее даже «среднего июня» — в 1897, 1906, 1921 годах. Кстати, абсолютный максимум температуры воздуха в этом месяце удерживается с 1891 года, тогда 29 мая в Москве термометры показали 31,8 градуса.

Однако май крайне редко обходится и без холодов. Не случайно про него пословица: «Ай, ай, месяц май — и тепел, да холоден!». Известны сезоны, когда он в среднем не набирал и 8 градусов (в 1917, 1941 годах). Особенно студеным выдался финал весны 1918 года: в отдельные дни в Подмосковье держались морозы до 7— 8 градусов.

«Май обманет, в лес уйдет». Для него это почти фенологическая традиция. Зацветает черемуха — и грядут, возвратятся холода. Их так и называют в народе — «черемуховые холода». Последнее эхо зимы! Случалось, что даже накануне лета в Москву заглядывали метели. В 1917 году, например, волна холодов принесла такие снегопады, что на Московско-Курской железной дороге занесло пути. 20 мая 1974 года в столице бушевала метель, да и в мае 1980 года белые хлопья кружили над зеленым нарядом города.

По народным приметам такое дуновение Арктики не опасно. «Майский мороз не выдавит слез»,— заверяет пословица, лишь бы заморозки не оказались чрезмерными и долгими, как это случилось, например, в 1982 году. Напомним, тогда после сильной грозы, обрушившей на Подмосковье полумесячную норму осадков, разгулялись шквалистые ветры. К середине месяца они изменили режим погоды на обширной территории. Почти вся Русская равнина оказалась во власти грозной стихии на редкость сильных холодов: заморозков, омрачивших начало лета.


Животный мир в мае

художник Грабарь. Майский вечер

Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960). Майский вечер (1905)

С веселым гулом прокатились первые грозы, шумные весенние ливни умыли землю, и полились с безоблачного неба серебряные песни жаворонков! В лесной тиши не смолкает пеночка-теньковка. Свищет иволга. Доносится из чащи печальный и немного тревожный голос кукушки.

Еще не все крылатые путешественники добрались из дальних стран в родные края. В начале мая мы наблюдаем шестую волну прилета птиц, а в конце мая — последнюю. Летят на север гуси. В середине м ая серый и белолобый встречаются во время пролета на Московском море. Только к концу мая доберутся они до мест гнездования на Новой Земле и Ямале, на полярном побережье крайнего северо-востока, долетят на Таймыр и в район Верхоянска. Тянутся последние стаи лебедей. Летят к местам гнездований утки: чирок-свистунок, красноголовый нырок, гоголь, морская утка-морянка. С полыней Северного и Баренцева морей перекочевывает на острова и побережья Баренцева и Белого морей гага.

Кое-где появились перепела. Это самый мелкий представитель куриных и единственный настоящий перелетный вид в этом семействе. Появляются перепела незаметно, так как передвигаются ночью и часто в одиночку.

В средней полосе и в северо-восточных районах Европы появляются большие и малые кулики. Этих птиц можно встретить на болотах, лесных болотцах, на лугах и полях, на берегах ручьев и речек.

Продвигается на север вальдшнеп, по неделям засиживаясь на кормных местах. До тундры добирается только к середине мая.

Обзаводятся потомством копытные. Идет отел у лосей, косуль, изюбра, марала, благородных и северных оленей, пятнистого оленя, различных антилоп, горных баранов. Выкармливают молодняк соболи и куницы, хорь светлый и хорь черный, норки, колонок и выдра, горностай и ласка. У россомахи детеныши подросли и начинают прикармливаться принесенной родителями добычей.

Лисята и волчата осторожно обследуют местность в районе норы. Заяц-беляк линяет, и в начале м ая у него появляется приплод.


Поэтической строкой

О месяце мае писали многие русские поэты, в частности, Алексей Константинович Толстой (1817—1875) в своём стихотворении «Сватовство» (1871) и Николай Алексеевич Некрасов (1821— 27 декабря 1877 [8 января 1878]) в стихотворении «Зелёный Шум» (1862).

Алексей Толстой

Теперь в ветвях березы
Поют и соловьи,
В лугах поют стрекозы,
В полях поют ручьи.
И много, в небе рея,
Поет пернатых стай,
Всех месяцев звончее
Веселый месяц май!

Николай Некрасов

Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса,
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый Шум, весенний шум!


Майские приметы

Ясное небо зной навлекает. Хорошо, когда оно облачное, а дни пасмурные. По народному календарю май во многом предсказатель будущей погоды. Ее ожидаемый характер — от лета до зимы — связывается со множеством весенних примет и явлений. Вот некоторые из них.

Май создает хлеба, а июнь — сено.

За сырым маем следует сухой июнь.

Если дождей много, то их будет мало в сентябре и наоборот.

Туманы в мае предвещают плодородие, грозы — обилие, град — градобойное лето.

Если в мае поет кукушка, хлопает аист и дикие гуси прилетели, то весна прекрасна.

В свой «соловьиный день» (15 мая) запоет лучший солист весны — примета добрая: по соловьям и погода.

Если в середине месяца солнце восходит ясно, то всему лету быть таким — вёдренным.

Коли весенний Егорий (6 мая) с кормом, то осенний будет с мостом (реки станут).

Цвет черемухи холода приносит.

Черемуха вышла в белой накидке — комар в лес пожаловал.

Дуб развертывается — холод стоит.

Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

Ласточка вешний день начинает, а соловей кончает.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне дерева — к холодному лету, а на теневой — к теплому.

Рано утром не слышно жаворонка — к дождю.

По заметам старых людей:

Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

Май — торжество весны зеленой. В неугомонный щебет пернатых властно врывается щелканье соловья. Значит, береза лист пустила.

Сезонные наблюдения природы представляют большой практический интерес для сельских жителей. Запоздаешь со сроком посева — будет недобор урожая. Не вовремя заготовленное сено теряет свои кормовые качества. Для сбора лекарственных растений надо знать сроки их развития. Наблюдения над цветением медоносов необходимы пчеловодам. Без знания сроков появления вредных насекомых нельзя вести успешную борьбу с ними. Сезонные наблюдения позволяют планировать сроки охоты. Обо всем этом натуралисту напоминают так называемые фенологические индикаторы или феноуказатели.

Начало цветения осины — лучший срок посева ранней свеклы и моркови. В это же время появляются сморчки.

Зацвела береза — пора сажать ранний картофель.

Посадка огурцов в открытый грунт совпадает с началом цветения желтой акации.

Вылет опасных вредителей елей — жуков-короедов — «типографов» наблюдается во время распускания почек березы бородавчатой.

У златки, вредителя сосновых и еловых насаждений, начинается лёт в пору набухания цветочных почек липы.

Зацветание черной бузины — сигнал для картофелеводов севера Украины о массовом выходе из почвы колорадского ж ука, а зацветание сосны — о начале яйцекладки у этого вредителя.

Об отрождении личинок у рыжего соснового пильщика — массового вредителя лесов на Севере-Западе — сигнализирует зацветание лесной герани и толокнянки.


В народе говорят. Пословицы и поговорки

Добродетель месяца определяется его умеренностью. Ему нельзя торопить тепло, обольщаться щедростью солнца. Для пробуждаемого мира зелени опасна ранняя жара, нужна передышка-прохлада.

Апрель теплый, май холодный — год хлебородный.

В мае холодно — расширяй закрома.

От майского холода роз прибавится.

Благодатное время сочных трав, цветущих садов и долгожданной теплыни. Отпрянули ознобные сиверы — холодные ветры, устанавливаются вёдренные дни. Напоенная влагой, обласканная теплом и светом земля щедра и обильна. Скот стал досыта набираться корма, приносит большие удои.

У коровы молоко на языке.

Зеленая травка — молока прибавка.

Как ни погож май, а припадают и в нем холода.

Май — под кустиком рай.

Май — коню сена дай, а сам на печь полезай.

Вешний день ветрен, сух и неоглядно долог. На все б хватило времечка, да сроки тесны! Каждому злакуи овощу свое отдай : и землицу приготовь, и с посевом не мешкай, и что можешь — ороси.

Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь.

О мае народ говорит так:

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Майская травка и голодного кормит.

Одна майская роса коням лучше овса.

Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай.

Майский мороз не выдавит слез.

В рубашках пахать — в шубах сеять.


Закружили хороводы. Майские обычаи и традиции

художник Венецианов. На пашне. Весна

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). На пашне. Весна (первая половина 1820-х годов)

Май — венец весны. Белорусам в былые времена она представлялась прекрасной девушкой, в честь которой проводился праздник — Ляльник. Селяне собирались на лугу, выбирали из местных красавиц «Лялю», наряжали ее в белое платье и украш али венком из первых полевых цветов. Вокруг «Ляли» водили хороводы, пели песни, в которых просили послать богатый урожай.

Прилетающие с юга птицы на Руси встречались как вестницы весны. Чествование кукушки у славян связывалось с культом языческой богини весны Живы — «дающей жизнь». Ей приносили дары те, кто слышал первое кукование кукушки, извещавшей им столько лет жизни, сколько раз повторялось «ку-ку». Убийство кукушки считалось тяжким преступлением.

Главным обрядом на Руси в мае был обычай «завивания венка». Девушки в праздничных нарядах шли в лес. С песнями пригибали ветви молодых березок к земле, связывали их вершины, делая зеленую арку.

В известной песне о парне, которого на селе «Черемухой» прозвали, звучит отголосок старинного обычая. Приглянувшейся девушке поздним вечером юноша оставлял на крыльце ее дома черемуховую ветку. Если догадается девушка, от кого подарок, то даст милому ответный знак и повяжет на перилах цветную ленточку.

В Древней Руси на май приходилось немало обрядов и трудовых праздников. 14 мая — запрягальник, начало пахоты и сева. На следующий день — «свистозарник», соловьиный праздник; 22 мая — парни выгоняли лошадей в ночное на подножный корм.

Источник: Мустаев Н. А. Народные приметы. Казань, 1988.


Рубрика: Древняя Русь, История, Народный календарь | Метки: , , , , , , , , | Добавить комментарий

200 лет со дня рождения императора Александра II

Сегодня, 29 апреля 2018-го года, исполняется 200 лет со дня рождения императора Александра II.


Взрыв на Екатерининском канале

русский император Александр II

Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский Александр II Николаевич (1818—1881) из династии Романовых. Фотография сделана между 1878 и 1881 годами

Александр Николаевич Романов (1818—1881), вошедший в историю под именем русского императора Александра Второго, родился 29 апреля (17 апреля по старому стилю) 1818-го года в 11 часов утра в Николаевском дворце Московского Кремля, а вот закончил свои дни царь-реформатор, освободитель крестьян и победитель в Русско-турецкой войне 1877—1878-го годов совсем в другом месте — Зимнем дворце Санкт-Петербурга в 3 часа 35 минут вечера, после того как был смертельно ранен бомбой народовольца Игнатия Гриневицкого.

Это было не первое покушение на жизнь императора. Всё началось 4 (16) апреля 1866-го года с выстрела Дмитрия Каракозова у ворот Летнего сада. Затем последовали покушения польского эмигранта Антона Березовского в Париже (1867) и Александра Соловьёва в Петербурге на Дворцовой площади (1879).

После этого охранять царя стали более тщательно, но и подготовка покушений, в свою очередь, стала более организованной, продуманной и технически совершенной, когда за неё взялась партия «Народная воля», придерживавшаяся террористических методов борьбы за преобразование общественного строя.

26 августа (7 сентября) 1879-го года, на съезде партии, который проходил в Липецке, было принято решение об убийстве или, как сформулировали делегаты съезда, казни Александра II. После нескольких неудачных попыток, охота на императора завершилась 1 (13) марта 1881-го года трагедией на Екатерининском канале (сейчас это Канал Грибоедова).

В этот день, как обычно по воскресеньям, царь посетил войсковой развод в Михайловском манеже, а затем побывал у своей двоюродной сестры великой княгини Екатерины Михайловны в Михайловском дворце. После чаепития император приказал кучеру ехать домой через Екатерининская канал, где его уже поджидали народовольцы, вооружённые бомбами.

Впрочем, дадим слово очевидцам тех событий — полицмейстеру Первого отделения Санкт-Петербурга полковнику Андриану Ивановичу Дворжицкому (1830—1887), который в санях следовал за царской каретой, и Великому князю Александру Михайловичу Романову (1866—1933), который был свидетелем последних минут жизни Александра II.


А. И. Дворжицкий. 1 МАРТА 1881 ГОДА

полицмейстер Андриан Дворжицкий

Изображение А. И. Дворжицкого из «Всемирной иллюстрации» (1887)

<…> В девять часов утра ужасного дня 1 марта 1881 года градоначальник генерал Федоров собрал к себе в квартиру всех полицмейстеров и участковых приставов и объявил нам, что все идет хорошо, что главные деятели анархистов Тригони и Желябов арестованы и только остается захватить еще двух-трех человек, чтобы окончить дело борьбы с крамолою, и что Государь Император и министр внутренних дел совершенно довольны деятельностью полиции. Несмотря на такую веру градоначальника в успешность подавления анархии, многие из нас остались в большом недоумении. Я лично, нисколько не разделяя высказанного нам градоначальником убеждения на основании тех обстоятельств, которые ему постоянно докладывались, счел обязанностью тотчас после речи генерала Федорова поехать к знакомому мне камергеру графу Перовскому, как человеку, близко стоящему к Их Императорским Величествам князьям Владимиру и Алексею Александровичам.

Сообщив графу о кажущемся мне тревожным положении в столице и рядом с этим о непонятном для меня спокойствии моего начальства, я просил графа Перовского доложить великому князю Владимиру Александровичу, что при настоящем кажущемся мне положении дела нельзя ручаться за безопасность Государя. Граф дал мне слово исполнить все в тот же день, но, к несчастью, через три часа двадцать минут мое заявление уже не имело более значения.

На 1 марта приказом по полиции на меня было возложено, независимо от обычных сопровождений Государя, еще наблюдение за порядком у Михайловского манежа. Прибыв к манежу в 11½ часов, я разместил наряд полицейских чинов и жандармов по постам и в 12¾ часа был уже у Зимнего дворца, т. е. тогда, когда граф Лорис-Меликов уезжал из дворца. Войдя вовнутрь подъезда, я встретил министра графа Адлерберга, который в разговоре со мною с грустью отозвался о тяжелом времени вследствие деятельности анархистов. Во время этого разговора мы услышали радостное «здравия желаем» караула на приветствие Его Величества; вслед за сим Государь вышел в закрытый подъезд, поздоровался, по обыкновению, со всеми тут находившимися лицами, сел в экипаж и сказал кучеру: «В манеж через Певческий мост».

По окончании развода Государь вместе с великим князем Михаилом Николаевичем изволил отправиться в Михайловский дворец великой княгини Екатерины Михайловны.

Из названного дворца Государь вышел в два часа десять минут и, садясь один в экипаж, сказал кучеру: «Той же дорогою домой». Проехав Инженерную улицу и повернув на Екатерининский канал, Его Величество поздоровался с караулом от 8-го флотского экипажа, возвращавшегося с развода. По набережной канала кучер пустил лошадей полным ходом, но не успел проехать и ста сажен, как раздался оглушительный взрыв, от которого сильно был поврежден экипаж Государя и ранены два конвойных казака, мальчик-крестьянин и мои лошади. Проехав после взрыва еще несколько шагов, экипаж Его Величества остановился; я тотчас подбежал к карете Государя, помог ему выйти из кареты и доложил, что преступник задержан. Государь был совершенно спокоен. На вопрос мой Государю о состоянии его здоровья он ответил: «Слава Богу, я не ранен». Видя, что карета Государя повреждена, я решился предложить Его Величеству поехать в моих санях во дворец. На это предложение Государь сказал: «Хорошо, только покажите мне прежде преступника». Кучер Фрол тоже просил Государя снова сесть в карету и ехать дальше, но Его Величество, не сказав ничего на просьбу кучера, повернулся и направился к тротуару, прилегавшему к Екатерининскому каналу.

Государь следовал по тротуару; влево от него — я, позади — казак Мачнев, бывший на козлах экипажа Его Величества, за Мачневым четыре спешившихся конвойных казака с лошадьми в поводу. Пройдя несколько шагов, Государь поскользнулся, но я успел его поддержать.


Карета Александра II

Карета, в которой находился Александр II в момент взрыва бомбы Рысакова. На фотографии хорошо виден характер повреждений. Сейчас карета находится на экспозиции «Придворный экипаж» в Царском селе

Преступник Рысаков находился от места взрыва шагах в двадцати; его держали четыре солдата, и тут же находился начальник охранной стражи капитан Кох. Подойдя к преступнику, я, по указанию державших его солдат, вынул у него из-за борта на левую сторону застегнутого пальто револьвер и взял от солдата небольшой кинжал с позолотою, который он нашел в левом кармане пальто преступника. То и другое оружие я представил Государю. Узнав, что преступник мещанин, Его Величество не сказал ни слова, повернулся налево (Государь стоял спиной к решетке канала) и медленно направился в сторону Театрального моста. В это время Его Величество был окружен с одной стороны взводом 8-го флотского экипажа, а с другой стороны конвойными казаками. Тут я вторично позволил себе обратиться к Государю с просьбою сесть в сани и уехать, но он остановился, несколько задумался и затем ответил: «Хорошо, только прежде покажи мне место взрыва». Исполняя волю Государя, я повернулся наискось к месту взрыва, но не успел сделать трех шагов, как был оглушен новым взрывом, обожжен, ранен и свален на землю. Вдруг, среди дыма и снежного тумана, я услышал слабый голос Его Величества: «Помоги!» Собрав оставшиеся у меня силы, я вскочил на ноги и бросился к Государю. В первый момент я не мог уяснить себе его положения; Его Величество полусидел-полулежал, облокотившись на правую руку. Предполагая, что Государь только тяжко ранен, я приподнял его с земли и тут с ужасом увидел, что обе ноги Его Величества совершенно раздроблены и кровь из них сильно струилась. Не имея сил держать на руках Государя, уже дышавшего тяжело и потерявшего сознание, я крикнул о помощи. При содействии подбежавших лиц мы понесли Государя к его карете. В это время подбежал только что приехавший к месту происшествия великий князь Михаил Николаевич. Он спросил меня, что с Государем. Я ответил, что от первого взрыва Бог его спас, а вторым взрывом тяжело ранен. В карету оказалось невозможным положить Государя, почему он был положен в мои сани и в сопровождении великого князя Михаила Николаевича отвезен в Зимний дворец. Окончательная потеря моих сил лишила меня возможности сослужить последнюю службу Государю Императору — довезти его до дворца.

Источник: Кельнер В. Е. 1 марта 1881 года. Казнь императора Александра II. Лениздат, 1991


Александр Михайлович Романов. Воспоминания

Великий князь Александр Михайлович Романов

Великий князь Александр Михайлович Романов (1866—1933), российский государственный и военный деятель, четвёртый сын великого князя Михаила Николаевича, внук Николая I.

В воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал по своему обыкновению на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться с Никки и его матерью кататься на коньках. Мы должны были зайти за ними в Зимний Дворец после трех часов дня.

Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.

— Это бомба! — сказал мой брат Георгий. В тот же момент ещё более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате. Мы кинулись на улицу, но были остановлены воспитателем. Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.

— Государь убит! — крикнул он: — и Великий Князь Михаил Николаевич тоже! Их тела доставлены в Зимний Дворец.

На его крик мать выбежала из своей комнаты. Мы все бросились к выходу в карету, стоявшую у подъезда, и помчались в Зимний Дворец. По дороге нас обогнал батальон Л. гв. Преображенского полка, который, с ружьями наперевес, бежал в том же направлении.

Толпы народа собирались вокруг Зимнего Дворца. Женщины истерически кричали. Мы вошли через один из боковых входов. Вопросы были излишни: большие пятна черной крови указывали нам путь по мраморным ступеням и потом вдоль по коридору в кабинет Государя. Отец стоял там к дверях, отдавая приказания служащим. Он обнял матушку, а она, потрясенная тем, что он был невредим, упала в обморок.

Император Александр II лежал на диване у стола. Он был в бессознательном состоянии. Три доктора были около него, но было очевидно, что Государя нельзя было спасти. Ему оставалось несколько минут жизни. Вид его быль ужасен: его правая нога была оторвана, левая разбита, бесчисленные раны покрывали лицо и голову. Один глаз был закрыт, другой — смотрел перед собой без всякого выражения.

Каждую минуту входили один за другим — члены Императорской Фамилии. Комната была переполнена. Я схватил руку Никки, который стоял близко от меня, смертельно бледный, в своем синем матросском костюмчике. Его мать, Цесаревна, была тут же и держала коньки в дрожащих руках.

Я нашел Цесаревича по его широким плечам: он стоял у окна.

Княгиня Юрьевская вбежала полуодетая. Говорили, что какой-то чрезмерно усердный страж пытался задержать её при входе. Она упала навзничь на тело Царя, покрывая его руки поцелуями в крича: Саша! Саша! Это было невыносимо. Великие Княгини разразились рыданиями.


Мундир Александра II в момент покушения

Мундир Сапёрного лейб-гвардии батальона, находившийся на Александре II в момент покушения. Сейчас экспонируется в придворной церкви Зимнего дворца.

Агония продолжалась сорок пять минут. Все, кто были во время ее, никогда не могли её забыть. Из всех присутствовавших никого, кроме меня, не осталось в живых. Большинство из них погибло 37 лет спустя от руки большевиков. Комната была убрана в стиле ампир, с драгоценными безделушками, разбросанными по столам, и многочисленными картинами по стенам. Над дверями была повешена наша увеличенная фотография моих братьев Николая, Михаила, Георгия и меня, снятых на уроке артиллерии у орудия в Тифлисе. Вид этой картины разрывал мое сердце.

— Спокойнее держись! — прошептал Наследник, дотрагиваясь до моего плеча.

Прибывший градоначальник сделал подробный рапорт о происшедшей трагедии. Первая бомба убила двух прохожих и ранила казачьего офицера, которого злоумышленник принял за моего отца. Император вышел из экипажа невредим. Кучер умолял его вернуться боковыми улицами обратно во дворец, но Государь стал оказывать помощь раненым. В это время какой-то незнакомец, который все время стоял на углу, бросил вторую бомбу под ноги Государю. Это произошло менее, чем за минуту до появления моего отца; его задержал визит к Великой Княгине Екатерине Михайловне. Задержка спасла ему жизнь.

— Тише! — возгласил доктор: — Государь кончается!

Мы приблизились к умирающему. Глаз без всякого выражения по-прежнему смотрел в пространство. Лейб-хирург, слушавший пульс Царя, кивнул головой и опустил окровавленную руку.

— Государь Император скончался! — громко промолвил он.

Княгиня Юрьевская вскрикнула и упала, как подкошенная на пол. Её розовый с белым рисунком пеньюар был весь пропитан кровью.

Мы все опустились на колени. Влево от меня стоял новый Император. Странная перемена произошла в нем в этот миг. Это не был тот самый Цесаревич Александр Александрович, который любил забавлять маленьких друзей своего сына Никки тем, что разрывал руками колоду карт или же завязывал узлом железный прут. В пять минут он совершенно преобразился. Что-то несоизмеримо большее, чем простое сознание обязанностей монарха, осветило его тяжелую фигуру. Какой-то огонь святого мужества загорелся в его спокойных глазах. Он встал.

— Ваше Величество имеет какие-нибудь приказания? — спросил смущенно градоначальник.

— Приказания? — переспросил Александр III. — Конечно! Но, по-видимому, полиция совсем потеряла голову! В таком случае армия возьмет в свои руки охрану порядка в столице! Совет министров будет собран сейчас же в Аничковом дворце.

Он дал рукой знак Цесаревне Марии Федоровне, и они вышли вместе. Её миниатюрная фигура подчеркивала могучее телосложение нового Императора.

Толпа, собравшаяся пред дворцом, громко крикнула ура. Ни один из Романовых не подходил так близко к народным представлениям о Царе, как этот богатырь с русой бородой.

Стоя у окна, мы видели, как он большими шагами шел к коляске, а его маленькая жена еле поспевала за ним. Он некоторое время отвечал на приветствия толпы, затем коляска двинулась, окруженная сотнею Донских казаков, которые скакали в боевой готовности, и их пики ярко блестели красным отблеском в последних лучах багрового мартовского заката.

Из комнаты почившего выносили бесчувственную княгиню Юрьевскую в её покои, и доктора занялись телом покойного Императора.

Где-то в отдалении горько плакал маленький Гога…

Источник: Александр Михайлович Романов. Книга воспоминаний. Глава IV. Княгиня Юрьевская


Рубрика: История | Метки: , | Добавить комментарий

Соловьёв-Седой. Баллада о солдате

Сегодня, 25 апреля 2018 года, исполняется 111 лет со дня рождения замечательного советского композитора Василия Павловича Соловьёва-Седого (1907—1979).


Василий Соловьёв-Седой. Баллада о солдате

советский композитор Василий Соловьёв-Седой

Советский композитор Василий Соловьёв-Седой (1907—1979)

Василий Соловьёв-Седой явление в отечественной музыке уникальное: ему удалось написать произведение, получившее международное признание — песню «Подмосковные вечера». Но не только поэтому.

Композитор создал свой особый неповторимый музыкальный язык, который легко «считывается» в любом из его сочинений, которых за долгую творческую жизнь Василием Павловичем написано значительное количество.

Здесь и балет «Тарас Бульба» (1940, 2-я редакция 1955), оперетты «Самое заветное» (1951), песни «Вечер на рейде» (1941), «Соловьи» (1944), «Подмосковные вечера» (1956), «Если бы парни всей земли» (1957) и многие другие.

В день рождения замечательного композитора мы предлагаем Вам послушать одну из самых проникновенных песен Василия Павловича Соловьёва-Седого, посвящённых Великой Отечественной войне.


Музыка В. Соловьёва-Седого, слова М. Матусовского. Баллада о солдате. Слушать онлайн. Видео

Баллада о содате («Шёл солдат») (1961). Песня Василия Соловьёва-Седого на стихи Михаила Матусовского. Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски СССР имени А. В. Александрова. Дирижёр Борис Александров. Фрагмент видеозаписи музыкального вечера, посвящённого 75-летию композитора В. П. Соловьёва-Седого. 1982 г.


Музыка В. Соловьёва-Седого, слова М. Матусовского. Баллада о солдате. Текст

Полем вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя.
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми,
В дождь и град.
Песню с друзьями фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий
Пел в пути солдат.

Словно прирос к плечу солдата
Автомат —
Всюду врагов своих заклятых
Бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в поселке энском.
Глаз не смыкая,
Пуль не считая,
Бил врагов солдат.

Полем вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат — слуга отчизны,
Шел солдат во имя жизни.
Землю спасая,
Смерть презирая,
Шел вперед солдат…

1961


Рубрика: Советская песня | Метки: , , , , , , | Добавить комментарий

День рождения Ленина

Сегодня, 22 апреля 2018-го года, исполняется 148 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина (1870—1924).


Михаил Исаковский. У Мавзолея Ленина

Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой

Ленин всегда живой. Фото Валерия Пятинина

Спустя 100 лет после Октябрьской революции, личность одного из главных её устроителей продолжает волновать умы общественности.

Сегодня отношение к Ленину самое разное, точнее — резко полярное: одни его ненавидят, называя самыми последними словами, другие продолжают относиться с прежним пиэтетом, как это было в Советском Союзе, где Владимир Ильич был одним из государственных символов, а день его рождения — почти что национальным праздником. В этот день давались различные социалистические обязательства, проводились общественные мероприятия, устраивались праздничные концерты. И, само собой разумеется, к этому дню, впрочем, как и ко многим другим, связанным с революцией, создавались художественные произведения, воспевающие вождя мирового пролетариата.

Конечно, не все они обладали одинаковой художественной ценностью (встречались и низкопробные поделки), но те из них, отправной точкой создания которых было искренне чувство, а не пропагандистский заказ, порой заставляют по-новому взглянуть на давно известный идеологический символ.

Таким произведением является, на наш взгляд, стихотворение советского поэта Михаила Васильевича Исаковского (1900—1973) «У Мавзолея Ленина», написанное в 1935-м году.


Михаил Исаковский. У Мавзолея Ленина. Текст

Проходит ночь. И над землей все шире
Заря встает, светла…
Не умер он: повсюду в этом мире
Живут его дела.

И если верен ты его заветам —
Огням большой весны,—
В своей стране ты должен стать поэтом,
Творцом своей страны.

На стройке ль ты прилаживаешь камень,—
Приладь его навек,
Чтобы твоими умными руками
Гордился человек.

Растишь ли сад, где вечный голод плакал,
Идешь ли на поля,—
Работай так, чтоб от плодов и злаков
Ломилась вся земля.

Услышишь гром из вражеского стана
У наших берегов,—
Иди в поход, сражайся неустанно
И будь сильней врагов!

Какое б ты ни делал в жизни дело,
Запомни — цель одна:
Гори, дерзай, чтоб вечно молодела
Великая страна;

Чтобы, когда в холодные потемки
Уйдешь ты — слеп и глух,
Твое бы имя понесли потомки
Как песню,— вслух.

1935


Рубрика: Октябрьская революция | Метки: , , , , , | Добавить комментарий

Самая известная песня о Юрии Гагарине

Сегодня — 12 апреля 2018-го года — годовщина полёта первого человека в космос.


День космонавтики 12 апреля 2018-го года

Юрий Гагарин. Плакат

Юрий Алексеевич Гагарин (1934—1968). Советский плакат

С того памятного дня, когда первый человек — Юрий Алексеевич Гагарин (1934—1968) — оказался в космосе прошло уже 57 лет. Дата, конечно, не круглая — до юбилея осталось три года — но в этом году также есть повод, хотя, может быть, и невесёлый, вспомнить первого космонавта планеты.

Дело в том, что 27 марта 2018-го года исполнилось ровно 50 лет со дня трагической гибели Юрия Гагарина, который погиб 27 марта 1968-го года в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя тренировочный полёт под руководством полковника Владимира Серёгина.

Гагарина похоронили со всеми возможными в то время почестями. Прощание проходило в Центральном доме Советской армии, на Красной площади состоялся траурный митинг, в стране была объявлена минута молчания, а урна с прахом была захоронена в Кремлёвской стене.

В годовщину полёта первого человека в космос, мы предлагаем Вам послушать самую известную песню, посвященную Юрию Гагарину, которая была написана после его гибели композитором Александрой Пахмутовой на стихи поэта Николая Добронравова. Песня эта называется «Знаете, каким он парнем был?». Вместе с другими произведениями она вошла в песенный цикл Пахмутовой и Добронравова «Созвездие Гагарина». Всего в цикле четыре песни: «Смоленская дорога», «Запевала звёздных дорог», «Как нас Юра в полёт провожал», «Знаете, каким он парнем был?»

Одним из первых исполнителей вышеупомянутых произведений стал Юрий Гуляев. Именно в его интерпретации «Знаете, каким он парнем был» прозвучала в финале телевизионной передачи «Песня-71». На этом конкурсе самая известная песня о Юрии Гагарине была исполнена на бис и названа «гимном Прометею космоса».


А. Пахмутова, Н. Добронравов. Знаете, каким он парнем был. Слушать онлайн. Видео

«Знаете, каким он парнем был» (1971). Песня Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова. Исполняет Юрий Гуляев в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Фрагмент видеозаписи телевизионного фестиваля «Песня-71». 1971 г.


А. Пахмутова, Н. Добронравов. Знаете, каким он парнем был. Текст

Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?!
…Пламень был и гром,
Замер космодром,
И сказал негромко он,

ПРИПЕВ:
Он сказал: «Поехали!»
Он взмахнул рукой.
Словно вдоль по Питерской, Питерской,
Пронесся над Землей.

Знаете, каким он парнем был!
Как поля родные он любил…
В той степной дали
Первый старт с Земли
Был признаньем ей в любви.

ПРИПЕВ

Знаете, каким он парнем был!
На руках весь мир его носил…
Сын Земли и звезд
Нежен был и прост,
Людям свет, как Данко, нес.

ПРИПЕВ

Знаете, каким он парнем был!
Как на лед он с клюшкой выходил,
Как он песни пел,
Весел был и смел,
Как азартно жить хотел!

ПРИПЕВ

Знаете, каким он парнем был?
Нет, не «был»! Ведь смерть он победил!
Слышишь дальний гром,
Видишь, это он
Вновь идет на космодром.

ПРИПЕВ:

Говорит: «Поехали!»
И живой звездой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской,
Несется над Землей!

Две последние строки припева повторяются

1971


Рубрика: История, Советская песня, Советский человек | Метки: , , , , , , | Добавить комментарий

Пасха 2018-го года

Сегодня, 8 апреля 2018-го года, христиане празднуют свой главный праздник — праздник Воскресения Христова, Пасху.


Евангельская Пасха и современность

икона «Спас Нерукотворный»

Православная икона «Спас Нерукотворный». Великий Новгород. Вторая половина XII века. Государственная Третьяковская галерея.

Христиане всего мира считают день Воскресения Христа основополагающим событием евангельской истории, которое дарует уверовавшим в Иисуса спасение, т.е надежду на жизнь вечную. В связи с этим можно вспомнить одного из основоположников современного христианства — Апостола Павла и его знаменитый афоризм из Первого послания к коринфянам:


«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15: 13—14).

Поэтому в православной традиции Пасху — «праздник всех праздников, торжество всех торжеств» — издавна отмечали как день великой радости по всей России.

Идеи Воскресения Христа и дарования вечной жизни не были всецело чужды и народной традиции, в которой они ассоциировались с языческими представлениями о весеннем пробуждении природы после зимнего сна смерти, о гибели старого и начале нового времени, о вечном обновлении и возрождении жизни, широко бытовавшими в народной среде.

Современное значение Пасхи (безотносительно того, какого вероисповедания придерживается тот или иной член общества) состоит, наверное, в том, что в этот день каждому человеку даётся время подумать о вечном и ощутить, что не всё так уж безнадёжно в этом мире.

В день Воскресения Христова мы предлагаем Вам поразмышлять над тем, какое значение имеет христианская религия в нашей повседневной жизни, над её образами, которые занимают важное место в творчестве многих людей искусства, например, замечательного петербургского фотографа Валерия Пятинина.


1. Небо

В. Пятинин. Небо

Небо. Фото В. Пятинина


2. Вороны

В. Пятинин. Вороны

Вороны. Фото В. Пятинина


3. Смольный.

В. Пятинин. Смольный

Смольный. Фото В. Пятинина


4. Врата

В. Пятинин. Врата

Врата. Фото В. Пятинина


5. Крестный ход

В. Пятинин. Крестный ход

Крестный ход. Фото В. Пятинина


6. На рынке

В. Пятинин. На рынке

На рынке. Фото В. Пятинина


7. Кресты

В. Пятинин. Кресты

Кресты. Фото В. Пятинина


8. Свеча

В. Пятинин. Свеча

Свеча. Фото В. Пятинина


9. Умершим в блокаду

В. Пятинин. Умершим в блокаду

Умершим в блокаду. Фото В. Пятинина


10. Зимний ангел

В. Пятинин. Зимний ангел

Зимний ангел. Фото В. Пятинина


Рубрика: Искусство, Наша жизнь | Метки: , , , , , , , | Комментарии (4)

Борис Мокроусов в формате Guitar Pro

Песни Бориса Мокроусова в формате Guitar Pro. Скачать

В записи от 27 марта мы постарались сделать обзор самых популярных песен советского композитора Бориса Андреевича Мокроусова (1909—1968), со дня смерти которого прошло 50 лет. В данной записи мы предлагаем Вашему вниманию песни Бориса Мокроусова на стихи советских поэтов в популярном гитарном формате Guitar Pro.


советский композитор Борис Мокроусов

Борис Андреевич Мокроусов (1909—1968)


Список песен в формате Guitar Pro

1. Песня защитников Москвы (Марш защитников Москвы). Слова Алексея Суркова. 1941
2. Заветный камень. Слова Александра Жарова. 1943
3. Одинокая гармонь. Слова Михаила Исаковского. 1945
4. Хороши весной в саду цветочки. Слова Сергея Алымова. 1946
5. Сормовская лирическая. Слова Евгения Долматовского. 1949
6. На крылечке твоём. Слова Алексея Фатьянова. 1949
7. Куплеты Курочкина («Хвастать, милая, не стану»). Слова Алексея Фатьянова. 1949
8. Вологда. Слова Михаила Матусовского. 1956
9. Когда весна придет, не знаю. Слова Алексея Фатьянова. 1956
10. Песня неуловимых мстителей («Бьют свинцовые ливни», «Не печалься о сыне»). Слова Роберта Рождественского. 1966


Файл программы Guitar Pro. Скачать

Guitar Pro 5. Логотип

Файл программы Guitar Pro состоит из 2-х треков: мелодии и аккомпанемента. Песня представлена в одной из популярных гитарных тональностей: ля-минор, ре-минор, ми-минор; или параллельных им мажорных тональностях: до-мажор, фа-мажор, соль-мажор. Уровень сложности аккомпанемента — средний.

Скачать песни Бориса Мокроусова в формате Guitar Pro


Рубрика: Гитара, Советская песня | Метки: , , , , , , , , , , , | Добавить комментарий